Вопрос: ЗАО
осуществляет два вида деятельности: оптовую торговлю авиатопливом и оказание
услуг по обеспечению заправки авиатопливом воздушных судов.
В соответствии с пп.
22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по обеспечению заправки авиатопливом воздушных
судов освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно абз. 9
п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст.
170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на
производство товаров (работ, услуг), операции по
реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины
совокупных расходов на производство.
В форме N 2 "Отчет о прибылях и
убытках" ЗАО в общей сумме выручки выручка от оптовой продажи товаров
составляет 92%, выручка от продажи услуг - 8%. В общей сумме себестоимости
товаров, услуг и коммерческих расходов себестоимость товаров (покупная
стоимость) составляет 86,8%, себестоимость услуг - 4,5%, коммерческие расходы
(по оптовой торговле) - 8,7%.
Может ли ЗАО в данном случае покупную
стоимость товаров считать совокупным расходом на их производство и
воспользоваться льготой, предусмотренной абз. 9 п. 4
ст. 170 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2011 г. N 03-07-11/149
В связи с письмом по вопросам применения
нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса
Российской Федерации организацией оптовой торговли, осуществляющей операции,
как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право не применять положения данного
пункта о ведении раздельного учета налога на добавленную стоимость при
осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых этим налогом операций к тем
налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров
(работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость, не превышает 5 процентов
общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога,
предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве
товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде,
подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 Кодекса. По
нашему мнению, данную норму возможно применять также в
отношении торговых операций.
Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому
учету "Расходы организаций" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина
России от 06.05.1999 N 33н, расходами по обычным видам деятельности являются
расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и
продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление
которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 7 указанного Положения
установлено, что расходы по обычным видам деятельности формируют: расходы,
связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных
материально-производственных запасов; расходы, возникающие
непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных
запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и
их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и
эксплуатации основных средств и иных внеоборотных
активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы,
управленческие расходы и др.).
Учитывая изложенное, в случае если в
налоговом периоде доля указанных расходов на производство товаров (работ,
услуг), операции по реализации которых освобождаются
от налогообложения налогом на добавленную стоимость, не превышает 5 процентов
общей величины совокупных расходов на производство, то раздельный учет сумм
налога на добавленную стоимость может не производиться.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
30.05.2011