Вопрос:
Организация (ООО) при создании в ноябре 2006 г. подала в налоговую инспекцию
заявление о применении УСН, на что инспекция ответила уведомлением о
возможности применения УСН с объектом налогообложения "доходы" с
31.10.2006.
В период 2007 - 2008 гг. организация
применяла УСН.
При проведении выездной налоговой
проверки за 2007 - 2008 гг. было установлено, что организация, согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ неправомерно
применяла УСН, так как учредителем ООО с долей участия в уставном капитале в
размере 100% являлось юридическое лицо (акционерное общество).
В результате ООО было привлечено к
ответственности по ст. ст. 119, 122, 126 НК РФ за неуплату налога на прибыль,
НДС, ЕСН.
Является ли полученное от инспекции
уведомление разъяснением, служащим основанием для освобождения организации от
ответственности за совершение налоговых правонарушений согласно пп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75, п. 2 ст. 109 НК РФ,
учитывая, что на момент подачи заявления налоговая инспекция располагала
данными об участниках ООО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2011 г. N 03-11-06/2/84
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности
применения обществом с ограниченной ответственностью упрощенной системы
налогообложения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст.
346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и
индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную
систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года,
предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на
упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего
нахождения (месту жительства) заявление.
Организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения
сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней
численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных
средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
При этом до признания утратившим силу
Приказа МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым была
в том числе утверждена форма уведомления о возможности применения упрощенной
системы налогообложения, налоговые органы направляли налогоплательщикам
соответствующее уведомление. В настоящее время в связи с изданием Приказа ФНС
России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ Приказ МНС России от 19.09.2002 N
ВГ-3-22/495 признан утратившим силу.
Таким образом, переход организации на
упрощенную систему налогообложения производится (и производился в 2006 г.) на
основании заявления налогоплательщика и не требует каких-либо разрешений от
налогового органа.
Обстоятельствами, исключающими вину лица
в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком
письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным
вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему налоговым
или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его
компетенции (пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса).
В судебно-арбитражной практике (в
частности, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 07.10.2008 N 6159/08) указывается, что применение вышеназванного
специального налогового режима на основании уведомления налогового органа может
рассматриваться как обстоятельство, исключающее вину лица в совершении
налогового правонарушения. При этом пени, начисленные за несвоевременную уплату
налогов по общему режиму налогообложения, подлежат уплате (Определение Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 N ВАС-17613/08).
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, приведенное в настоящем
письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемые плательщикам налогов и сборов письма Департамента имеют
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в данных письмах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.05.2011