Вопрос: ФГУП
получило субсидию в соответствии с Правилами предоставления в 2008 - 2010 гг.
из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям
оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N
368. Субсидия получена 29.12.2008 на основании договора от 25.12.2008. Субсидия предоставлена для погашения задолженности по денежным
обязательствам и по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей,
исчисленной по состоянию на 01.09.2008, и использована ФГУП в полном объеме
30.12.2008 по целевому назначению в соответствии с реестром кредиторской
задолженности, являющимся приложением к договору. 29.01.2009 утвержден
финансовый отчет о фактически произведенных расходах по договору о
предоставлении субсидии. Программа финансового оздоровления ФГУП,
являющаяся приложением к договору, рассчитана на период IV квартал 2008 - 2011
гг. с учетом прогноза до 2018 г.
Правомерно ли ФГУП включает субсидию в
состав доходов, не учитываемых в целях исчисления налога на прибыль в
соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ?
Подлежат ли восстановлению погашенные за
счет субсидии суммы налогов, сборов и иных обязательных платежей, ранее
отнесенные к расходам, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/4/64
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрен запрос по вопросу налогообложения средств в виде субсидий, выделяемых из федерального бюджета
стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью
предупреждения банкротства, на уплату налогов, сборов и иных обязательных
платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, и сообщается
следующее.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), их перечень является
исчерпывающим.
Подпунктом 21 п. 1
ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются
доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате
налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате
взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов,
списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством
Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что в
целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в
случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Что касается уменьшения
сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов
перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед
бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом, то полагаем, что
данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной
задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели в соответствии с
решением Правительства Российской Федерации.
Учитывая
вышеизложенное, считаем, что стратегические организации оборонно-промышленного
комплекса, включенные в перечни стратегических предприятий и стратегических
акционерных обществ, получившие субсидии из федерального бюджета на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 на
погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для
целей налогообложения прибыли на основании пп. 21 п.
1 ст. 251 НК РФ.
При этом обращаем
внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения
прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в
бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены
налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп.
21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно,
ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп.
1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации
порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в
соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации
выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных
доходов.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.06.2011