Вопрос: Письмом
Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28 установлено, что п. 3 ст. 80 НК РФ
предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы
сведения о среднесписочной численности работников в сроки, установленные
указанным пунктом, и по форме, утвержденной ФНС России. Непредставление
налоговому органу таких сведений признается налоговым правонарушением и влечет
взыскание штрафа в размере, предусмотренном п. 1 ст. 126 НК РФ. Порядок
рассмотрения дел о налоговых правонарушениях определяется в соответствии со ст.
100.1 НК РФ.
Является ли несвоевременное
предоставление в налоговые органы сведений о среднесписочной численности
работников налоговым правонарушением, установленным п. 1 ст. 126 НК РФ? Каков
порядок рассмотрения налоговыми органами указанных дел?
Предусмотрена ли административная
ответственность за несвоевременное представление организацией сведений о
среднесписочной численности работников и каков порядок производства по
указанным делам?
Должны ли налоговые органы руководствоваться
вышеуказанным Письмом при привлечении к ответственности налогоплательщиков -
юридических лиц за несвоевременное предоставление в налоговые органы сведений о
среднесписочной численности работников?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2011 г. N 03-02-07/1-179
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам
о привлечении к ответственности за непредставление в налоговые органы
сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный
год и сообщается следующее.
Абзацем 3 п. 3 ст.
80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена
обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей
представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности
работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего
года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана
(реорганизована). Указанные сведения
должны представляться в налоговый орган по месту нахождения организации (по
месту жительства индивидуального предпринимателя) по утвержденной форме.
Форма Сведений о среднесписочной
численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом
ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Непредставление налогоплательщиком в
налоговый орган сведений, предусмотренных абз. 3 п. 3
ст. 80 Кодекса, влечет взыскание штрафа, установленного п. 1 ст. 126 Кодекса.
В соответствии со
ст. ст. 30 - 33 Кодекса, ст. ст. 3, 6, 7 и 10 Закона Российской Федерации от
21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,
а также вправе выносить решения о привлечении организаций и граждан к
ответственности за совершение
налоговых правонарушений в порядке, установленном Кодексом.
Налоговые органы в своей деятельности
руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, Кодексом и другими нормативными правовыми актами,
предусмотренными ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1.
Согласно ст. 33 Кодекса должностные лица
налоговых органов, реализуя в пределах своей компетенции права и обязанности
налоговых органов, обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и
иными федеральными законами.
Таким образом, при обнаружении факта
несвоевременного представления в налоговый орган сведений о среднесписочной
численности работников за предшествующий календарный год налоговый орган должен
принять соответствующее решение, основываясь на нормах Кодекса (п. 3 ст. 80,
ст. 100.1, гл. 15, в том числе п. 1 ст. 126).
Согласно ст. 100.1 Кодекса дела о
выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых
правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий
налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений,
предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке,
предусмотренном ст. 101.4 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 10 Кодекса предусмотрено,
что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих
признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непредставление в
установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления
в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных
сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно
представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет
наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в соответствии
с п. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Согласно п. 9.20
Регламента Минфина России (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н) и
п. 51 Административного регламента Минфина России по исполнению государственной
функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного
рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации
срок" (утв. Приказом Минфина России от 10.06.2010 N 57н) поступившие в Министерство обращения по вопросам, входящим в компетенцию
федеральных служб, направляются в соответствующие службы.
Полномочия Минфина России по
представлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам, плательщикам сборов
и налоговым агентам определены п. 1 ст. 34.2 Кодекса. По общему правилу такие
письменные разъяснения даются организациям и физическим лицам в связи с
исполнением ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в двухмесячный срок, установленный п. 3 указанной статьи.
Письменные разъяснения Минфина России по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
имеют информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными
правовыми актами и не препятствуют налоговым органам и налогоплательщикам
руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах.
Вместе с тем в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны
руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях
обеспечения единообразного применения налоговыми органами законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае необходимые письменные
разъяснения Минфина России, в том числе подготовленные с участием ФНС России,
доводятся ФНС России до налоговых органов.
По вопросу о полномочиях должностных лиц
налоговых органов налогоплательщик вправе на основании пп.
1 п. 1 ст. 21 Кодекса обратиться в соответствующий налоговый орган.
Указанному праву налогоплательщика
корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному информированию,
установленная пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.06.2011