Вопрос: В
отношении физлица было вынесено решение о проведении выездной налоговой
проверки от 31.12.2009 с периодом проверки 2006 - 2008 гг. Выездная проверка проводилась в том числе по налогам, подлежащим исчислению не
физлицом, а налоговым агентом (НДФЛ). Проведение проверки приостанавливалось до
16.08.2010 (физлицо было уведомлено об этом 02.03.2010).
Физлицо не могло представить все
документы за 2006 г. Налоговый орган установил, что налоговый агент не исполнил
обязанность по исчислению, удержанию у физлица и перечислению в бюджет НДФЛ.
Акт налоговой проверки был рассмотрен в отсутствие физлица. Налоговый орган
привлек физлицо к ответственности за непредставление договора комиссии за 2006
г. в целях НДФЛ, который физлицо уже не хранило, так как он гражданско-правовой
силы в 2010 г. не имел. Физлицо полагает, что требование о хранении документов
в течение четырех лет относится к индивидуальным предпринимателям.
Правомерен ли порядок проведения выездной
налоговой проверки физлица по НДФЛ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2011 г. N 03-02-08/64
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрены обращения по вопросам о проведении
выездной налоговой проверки физического лица и сообщается следующее.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать
сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов,
необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов,
подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и
индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Непредставление налоговому органу
сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет
ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 89 Кодекса установлено, что
предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов. В рамках такой налоговой проверки может быть проверен
период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении проверки.
Согласно п. 2 указанной статьи выездная
налоговая проверка может проводиться в отношении физического лица.
Пунктом 6 ст. 89 Кодекса предусмотрено,
что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных
случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения
выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N
САЭ-3-06/892@.
Подпунктами 1 - 4 п. 9 ст. 89 Кодекса
предусмотрены основания приостановления выездной налоговой проверки. При этом
общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может
превышать шести месяцев.
В соответствии с п. 2 ст. 101 Кодекса
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и
месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого
проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая
проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной
проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого
проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 ст.
101 Кодекса решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы
дополнительных мероприятий налогового контроля.
Неявка лица, в отношении которого
проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом
о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является
препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех
случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Из рассматриваемых обращений следует, что
налоговым агентом не была исполнена обязанность по исчислению, удержанию у
налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации
налога на доходы физических лиц.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 228 Кодекса
предусмотрено, что физические лица, получающие доходы, при получении которых
налоговыми агентами не был удержан налог на доходы физических лиц, исчисляют и
уплачивают такой налог, исходя из сумм полученных доходов.
Обжалование актов налоговых органов и
действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке,
установленном гл. 19 Кодекса.
Каждое лицо имеет право обжаловать акты
налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их
должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или
бездействие нарушают его права (абз. 1 ст. 137
Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.06.2011