Вопрос: О
применении НДС в отношении работ по изготовлению и эксплуатации транспортных
космических кораблей, выполняемых в рамках государственного контракта и
финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2011 г. N 03-07-08/173
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении работ по изготовлению и эксплуатации транспортных
космических кораблей, выполняемых в рамках государственного контракта и
финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, сообщает следующее.
Согласно пп. 16
п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от
налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской
Федерации освобождены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
выполняемые за счет средств бюджетов. При этом на основании положений п. 5 ст.
149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий такие операции, вправе отказаться
от указанного освобождения в порядке, предусмотренном данным пунктом.
Кроме того, пп.
5 п. 1 ст. 164 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) в
области космической деятельности налогообложение налогом на добавленную
стоимость производится по ставке в размере 0 процентов. При
этом положения данного пп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса
распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты
космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии
с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности,
включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники,
находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой
с поверхности и (или) из атмосферы Земли; на работы (услуги) по
исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями
в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы
Земли; на подготовительные и (или) вспомогательные
(сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные
(необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по
исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием
услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом
пространстве.
Следует отметить,
что в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N
5663-1 "О космической деятельности" космическая деятельность включает
в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания),
использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и
космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью
услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области
исследования и использования
космического пространства.
Таким образом,
действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает для
налогоплательщика, выполняющего работы по изготовлению и эксплуатации
транспортных космических кораблей, финансируемые за счет бюджетных и
внебюджетных источников, возможность выбора порядка налогообложения налогом на
добавленную стоимость указанных работ (освобождение от налогообложения налогом
на добавленную стоимость работ, относящихся к научно-исследовательским и
опытно-конструкторским работам и финансируемых за счет средств бюджетов, и
налогообложение по ставке в размере 0
процентов работ по изготовлению и эксплуатации транспортных космических
кораблей, финансируемых за счет внебюджетных источников) или налогообложение
выполняемых работ по нулевой ставке налога на добавленную стоимость в случае
отказа от освобождения, предусмотренного пп. 16 п. 3
ст. 149 Кодекса, независимо от источника финансирования.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
09.06.2011