Вопрос: О
документальном подтверждении обоснованности применения ставки НДС 0 процентов
при оказании услуг по перевозке рыбной продукции морским судном в порты РФ из
районов морской акватории, находящихся за пределами 12-мильной зоны в
исключительной экономической зоне РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2011 г. N 03-07-08/182
В связи с письмом
по вопросу документального подтверждения обоснованности применения ставки
налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании услуг по
перевозке рыбной продукции морским судном в порты Российской Федерации из
районов морской акватории, находящихся за пределами 12-мильной зоны в
исключительной экономической зоне Российской Федерации, Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пп.
2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогообложение производится по ставке налога на добавленную стоимость 0
процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. При этом в
целях налога на добавленную стоимость под международными перевозками понимаются
перевозки, в том числе морскими судами, при которых пункт отправления или пункт
назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 67 Конституции
Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории
ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство
над ними.
Пунктом 1 ст. 2
Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено
определение территориального моря, в соответствии с которым территориальным
морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к
внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от
исходных линий, указанных в ст. 4 данного Федерального закона.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 1
Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической
зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации признается морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему.
Таким образом, районы морской акватории,
находящиеся за пределами 12-мильной зоны в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, территорией Российской Федерации не являются.
Учитывая изложенное,
услуги по перевозке рыбной продукции морским судном из районов морской
акватории, находящихся за пределами 12-мильной зоны в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, в порты Российской Федерации подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0
процентов.
Что касается
документального обоснования применения ставки налога на добавленную стоимость в
размере 0 процентов при оказании указанных услуг, то согласно п. 3.1 ст. 165
Кодекса для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на
добавленную стоимость при ввозе товаров морским судном с территории иностранного
государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через
территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляются в том числе копия
коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт
приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано
место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза. При этом п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза
установлено, что таможенную территорию Таможенного союза составляют территории
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также
находящиеся за пределами территории государств - членов Таможенного союза
искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых
государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
По нашему мнению, в целях применения
нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке
рыбной продукции морским судном из районов морской акватории, находящихся за
пределами 12-мильной зоны в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, в порты Российской Федерации в налоговые органы следует представить в том числе коносамент, морскую накладную или
иной документ, подтверждающий факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано географическое
место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.06.2011