| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В процессе хозяйственной деятельности у ЗАО возникла необходимость направить своего работника в служебную командировку за пределы Российской Федерации для решения производственных задач, которые требуют длительного пребывания сотрудника (свыше 183 дней в течение 12 последующих месяцев) на территории иностранного государства. В связи с этим работник утратил статус налогового резидента Российской Федерации в целях исчисления НДФЛ. В период нахождения в командировке работник выполняет свои обязанности, предусмотренные трудовым договором, за что ему выплачивается заработная плата согласно ст. 167 ТК РФ, то есть не менее гарантированного среднего заработка. Кроме того, работнику возмещаются расходы, связанные со служебной командировкой.

Согласно положениям ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, являются доходы, получаемые от источника в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в иностранном государстве относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Исходя из указанных норм налогового законодательства, можно сделать вывод, что если работник не имеет статуса налогового резидента Российской Федерации, выполняя трудовые обязанности на территории другого государства согласно трудовому договору, то работодатель не должен производить удержание НДФЛ с суммы выплаченного работнику вознаграждения.

1. Является ли сумма заработной платы в размере среднего заработка, выплаченная работнику за выполнение обязанностей по трудовому договору в период нахождения в командировке за пределами Российской Федерации свыше 183 дней, доходами работника, полученными от источников за пределами Российской Федерации для целей исчисления НДФЛ?

Признается ли ЗАО налоговым агентом в отношении указанных доходов работника? По какой налоговой ставке доходы работника облагаются НДФЛ?

2. Является ли сумма возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, сверх установленных норм доходами работника, полученными от источников за пределами Российской Федерации для целей исчисления НДФЛ? По какой налоговой ставке такие доходы работника облагаются НДФЛ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 июня 2011 г. N 03-04-06/6-136

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период их нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в рассматриваемом письме, организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами. В таком случае фактическое место работы сотрудников находится в иностранном государстве, и такие сотрудники не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Учитывая изложенное, в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

2. Учитывая положения пп. 1 и 2 п. 2 ст. 211 Кодекса, возмещение организацией расходов работников, возникающих при направлении их для выполнения трудовых обязанностей за пределы Российской Федерации, является их доходом, полученным в натуральной форме.

Такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, поскольку указанное возмещение, не являясь вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, производится российской организацией - работодателем.

Соответственно, указанные суммы возмещения подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки в размере 13 процентов в отношении доходов лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 207 Кодекса, и ставки в размере 30 процентов в отношении доходов лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.06.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024