Вопрос: Об
исчислении НДС при получении сумм демереджа перевозчиком, оказывающим услуги на
основании договора морской перевозки грузов, а также транспортного налога в
отношении собственных транспортных средств.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164
В связи с письмом
по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении сумм демереджа перевозчиком, оказывающим услуги на основании договора
морской перевозки грузов, а также транспортного налога в отношении собственных
транспортных средств Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает следующее.
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая
база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с
оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По нашему мнению, суммы демереджа,
полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за
сверхнормативный простой судов следует относить к суммам, связанным с оплатой
данных услуг.
Таким образом, указанные суммы подлежат
включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в
соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 N 914, получателем указанных средств в книге
продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре.
По вопросу применения транспортного
налога сообщаем.
В соответствии с пп.
4 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным
налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в
собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления)
организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности
которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По нашему мнению, подтверждением основного
вида деятельности организации в указанном случае являются:
1) положения учредительных документов
(учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие
пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности,
цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на
осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением основного вида
деятельности организации - осуществления пассажирских и (или) грузовых
перевозок может являться также:
- получение выручки от пассажирских и
грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских
и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных
средств);
- наличие установленной законодательством
отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и
(или) грузов.
При этом под деятельностью по
осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать
деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании
договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов,
почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки
регламентируются:
гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего
водного транспорта Российской Федерации;
гл. VIII и IX Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации.
К указанной деятельности, в частности,
относится деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на
время с экипажем (тайм-чартер).
В отношении судов, полученных
организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без
экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов, пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса не применяется, поскольку данные
судна не являются собственностью организации.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.06.2011