Вопрос: Является
ли подписание только электронной подписью нижеперечисленных документов
необходимым и достаточным условием для признания таких документов
соответствующими требованиям о документальном подтверждении расходов в целях
налога на прибыль, содержащимся в п. 1 ст. 252 НК РФ:
- первичных документов, составленных по
формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации;
- первичных документов, форма которых не
предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,
содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, и утвержденных локальными нормативными актами
организации;
- гражданско-правовых договоров?
Вправе ли организация при проведении
мероприятий налогового контроля представлять указанные документы в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи или же она обязана представлять их
на бумажных носителях с отметкой о том, что документы подписаны электронной
подписью?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2011 г. N 03-02-07/1-190
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения электронной
подписи и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми
в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом
о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования
электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании
государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и
муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий,
регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной
подписи".
Согласно ст. 6
Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме,
подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному
собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено
требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном
носителе.
Таким образом, документ, оформленный в
электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью
(электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы,
осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или
иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении
такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 93 Налогового
кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые
у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным
форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления
требования о представлении документов и порядок представления документов по
требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об
утверждении Порядка направления требования о представлении документов
(информации) и порядка представления документов (информации) по требованию
налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 N 20303).
Если истребуемый
у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным
форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде
заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа
квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.06.2011