Вопрос: Банк
заключает соглашения о предоставлении банковских гарантий, условиями которых
может быть предусмотрен различный порядок исчисления и уплаты клиентом
комиссии, а именно:
- размер комиссии может
как зависеть от срока фактического действия гарантии, при этом соглашением
может быть предусмотрена возможность досрочного прекращения гарантии, так и не
зависеть от него;
- размер комиссии может быть как определен в процентах годовых, так и зафиксирован в
денежном выражении;
- комиссия может уплачиваться как
единовременно при выдаче гарантии, так и ежемесячно (ежеквартально, ежегодно).
В соответствии со ст. 373 Гражданского
кодекса РФ (далее - ГК РФ) банковская гарантия вступает в силу с даты ее выдачи. При этом согласно ст. 368 ГК РФ с даты выдачи гарантии по дату истечения срока гарантии банк
несет обязательство уплатить бенефициару денежную сумму по представлению им
письменного требования о ее уплате. Таким образом, размер комиссии за выдачу
гарантии зависит от вероятности оплаты гарантии и оценки кредитного риска.
В соответствии с пп.
6 п. 2 ст. 290 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к доходам банков в целях
налогообложения прибыли относятся доходы от осуществления банковской деятельности,
в частности от операций по предоставлению банковских гарантий.
Согласно п. 1 ст.
271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом)
периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления
денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав
(метод начисления).
Кроме того, по доходам, относящимся к
нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются
налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания
доходов и расходов (п. 2 ст. 271 НК РФ).
Учитывая изложенное,
правомерно ли банк, вне зависимости от условий исчисления и уплаты доходов в
виде комиссий по банковским гарантиям, признает их в целях налога на прибыль
равномерно (ежемесячно), исходя из срока действия гарантии?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/2/91
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и
сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам банков, кроме доходов,
предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской
деятельности, предусмотренные ст. 290 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные
ст. ст. 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных
ст. 290 НК РФ.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 290 НК РФ
установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от
операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за
третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.
Согласно п. п. 1 и
2 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического
поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или)
имущественных прав (метод начисления).
По доходам, относящимся к нескольким
отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и
расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем,
доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа
равномерности признания доходов и расходов.
Для доходов от
реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода
признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав),
определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического
поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или)
имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Учитывая, что банковская гарантия
предоставляется на несколько отчетных (налоговых) периодов, по мнению
Департамента, доходы от операций по ее предоставлению необходимо учитывать
равномерно в течение срока предоставления банковской гарантии (оказания
услуги), независимо от фактического поступления денежных средств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.06.2011