Вопрос:
Управляющая компания является муниципальным унитарным предприятием, учредитель
которого - городское поселение. Имущество принадлежит предприятию на праве
хозяйственного ведения. Предприятие применяет УСН с объектом "доходы,
уменьшенные на величину расходов".
Основным видом деятельности является
управление эксплуатацией жилищного фонда.
С ресурсоснабжающей
организацией у МУП заключен договор на теплоснабжение, водоснабжение и принятие
сточных вод.
С собственниками жилых помещений у
управляющей компании заключены агентские договоры на закупку коммунальных
ресурсов, которые управляющая компания приобретает у ресурсоснабжающей
организации с целью оказания потребителям (населению) надлежащих услуг.
Поскольку управляющая компания сама не
осуществляет реализацию коммунальных услуг, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и населением, платежи
населения согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ она в
доходах не учитывает.
Постановлением правительства области МУП
на 2011 г. предусмотрена компенсация убытков в связи с пересмотром размера
подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в
соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Суммы компенсации поступают от
администрации городского поселения на счет МУП, а МУП перечисляет их на
расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Учитываются ли МУП при исчислении налога,
уплачиваемого в связи с применением УСН, суммы указанной компенсации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2011 г. N 03-11-06/2/95
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения доходов
при применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при применении
упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов,
учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от
реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются
соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства),
поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому
аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных
комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в
состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с
условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное,
агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Как усматривается из представленного
письма, муниципальное унитарное предприятие является посредником-агентом ресурсоснабжающей организации, предоставляющей населению
коммунальные услуги. В связи с реализацией населению коммунальных услуг по
утвержденным региональным тарифам суммы в счет компенсации убытков, которые
несет ресурсоснабжающая организация, изначально
поступают на расчетный счет муниципального унитарного предприятия. Впоследствии
указанные суммы компенсации перечисляются на расчетный счет ресурсоснабжающей
организации.
Таким образом,
суммы в виде компенсации убытков за оказание коммунальных услуг населению по
региональным тарифам, которые муниципальное унитарное предприятие получает в
связи с исполнением обязательств по агентскому договору, в целях
налогообложения не учитываются в том случае, если положения, предусматривающие
порядок зачисления указанных сумм на расчетный счет муниципального унитарного
предприятия и последующего их перечисления на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, предусмотрены агентским договором.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, приведенное в настоящем письме,
а также мнения, изложенные в иных письмах, не содержат правовых норм или общих
правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными
правовыми актами. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемые плательщикам налогов и сборов мнения
Департамента имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.06.2011