| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов в виде стоимости уничтоженных лекарственных средств при истечении срока их годности, в том числе в случае, если лекарственные средства уничтожались в период действия Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (не действует с 01.09.2010), но после 30.03.3011.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 16 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9487@

 

Федеральная налоговая служба в связи с письмом сообщает следующее.

Из запроса следует, что речь идет об организациях, занимающихся производством лекарственных средств и продажей произведенного. При этом в периодах действия Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ, не действует с 01.09.2010) возникали ситуации, когда часть партий произведенных медикаментов не была реализована до истечения срока их годности, в связи с чем была уничтожена.

В соответствии со ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций у производителя продукции расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно установленному ст. 319 Кодекса порядку стоимость продукции собственного производства определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная на основании данных о сумме сальдо прямых расходов на начало текущего отчетного периода и прямых расходов текущего периода в соответствии с п. 2 этой статьи. При этом прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Пунктами 1 и 2 ст. 31 Федерального закона N 86-ФЗ предусмотрено, что лекарственное средство с истекшим сроком годности запрещается к продаже и подлежит уничтожению (п. п. 1 и 2 ст. 31 указанного Закона). Порядок уничтожения определен Инструкцией о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382 (далее - Инструкция, официально утратила силу с 26.02.2011 согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1129).

Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению (п. 6 Инструкции).

При уничтожении лекарственных средств комиссией по уничтожению лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:

- дата и место уничтожения;

- места работы, должности, фамилии, имена, отчества лиц, принимавших участие в уничтожении;

- основание для уничтожения;

- сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

- наименование производителя лекарственного средства;

- наименование владельца или собственника лекарственного средства;

- способ уничтожения.

Акт об уничтожении лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства (п. 9 Инструкции).

Таким образом, несмотря на то что операции уничтожения готовой продукции сами по себе не соответствуют целям деятельности коммерческой организации - производителя продукции, определение государством необходимого порядка действий в случае истечения срока годности лекарственных средств признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

В этой связи соблюдение организацией установленного Инструкцией порядка уничтожения лекарственных средств, сроки годности которых истекли, с оформлением акта по уничтожению лекарственных средств в вышеуказанном порядке является основанием для признания налоговой стоимости уничтоженных медикаментов в качестве документально подтвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. В этом случае данные расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

В случае если организация не исполняет установленный порядок уничтожения лекарственных с истекшим сроком годности, в результате чего у организации отсутствует акт на уничтожение лекарственных средств, оформленный в соответствии с требованиями Инструкции, то такие операции по уничтожению медикаментов нельзя рассматривать как имеющие надлежащее документальное подтверждение и осуществленные в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

В таком случае расходы на уничтожение, в том числе стоимость уничтоженной продукции, не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям ст. 252 "Расходы. Группировка расходов" гл. 25 Кодекса.

При этом следует учитывать, что после 30.03.2010 в соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 62н, процедура уничтожения лекарственных средств могла быть произведена силами владельца лекарств без участия комиссии по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, по операциям уничтожения лекарственных средств с истекшим сроком годности, осуществленным в период действия Закона N 86-ФЗ после указанной даты, заполнение реквизита о членах комиссии (Ф.И.О., подписи) для признания акта соответствующим законодательству Российской Федерации не требуется.

 

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

16.06.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024