Вопрос: О порядке
уплаты гражданином РФ, проживающим и работающим на территории иностранного
государства, госпошлины при подаче надзорной жалобы в суд в РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 2011 г. N 03-05-06-03/52
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты гражданином
Российской Федерации, проживающим и работающим на территории иностранного
государства, государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в
Российской Федерации и сообщает.
Главой 25.3 "Государственная
пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
установлено, что за совершение на территории Российской Федерации юридически
значимых действий государственными органами, органами местного самоуправления и
иными уполномоченными на то органами и должностными лицами уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, установленных гл. 25.3 НК РФ.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации,
в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщики
уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено гл. 25.3 НК РФ, до
подачи жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).
В соответствии с п.
3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения
юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.
Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой
банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства
(иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе
производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной
формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику
должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Согласно п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 НК РФ
налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте
Российской Федерации.
В п. 1 ст. 26 НК РФ
указано, что в случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет
возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то налогоплательщик
(плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах через законного или уполномоченного
представителя, если иное не предусмотрено данным НК РФ.
Полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами
(п. 3 ст. 26 НК РФ).
Под законными представителями
налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве
его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации (п. 2 ст. 27 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 29 НК РФ
уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет
свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или
доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что в целях надлежащего исполнения
обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от
своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую
сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то,
в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств;
важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко
установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим
налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком
своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко
персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата
налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога
налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому
контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате
налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения
недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги
путем неотражения на своем банковском счете
поступающих доходов.
Таким образом,
уплата государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в Российской
Федерации может быть произведена на территории Российской Федерации через уполномоченного
представителя налогоплательщика - физического лица по месту совершения
юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в
платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма
государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в
соответствующий государственный
орган. В случае если государственная пошлина будет уплачена от имени
ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении
надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет
считаться исполненной.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
27.06.2011