Вопрос: О
налогообложении налогом на прибыль доходов организации, являющейся резидентом
Республики Беларусь, оказывающей услуги по договору транспортной экспедиции.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения
организации, являющейся резидентом Республики Беларусь, по договору
транспортной экспедиции сообщает следующее.
В случае если иностранная организация,
осуществляющая международную перевозку или оказывающая экспедиторские услуги,
является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у
Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании
двойного налогообложения, то согласно ст. 7 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) положения соответствующего
международного договора имеют приоритет над нормами национального
законодательства в области налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 8
"Прибыль от международных перевозок" Соглашения между Правительством
РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в
отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) прибыль
предприятия договаривающегося государства от эксплуатации в международных
перевозках транспортных средств, указанных в пп.
"ж" п. 1 ст. 3 Соглашения, облагается налогом только в этом государстве.
Прибыль от международных перевозок
включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или
использования в любой другой форме транспортных средств, а также использования,
содержания или сдачи в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования.
В соответствии с пп.
"ж" п. 1 ст. 3 "Общие определения" Соглашения термин
"международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным
или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным
транспортом, осуществляемую предприятием договаривающегося государства, кроме
случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном
и том же договаривающемся государстве.
В случае если иностранная организация
самостоятельно не осуществляет международную перевозку, а только оказывает
экспедиторские услуги, то при налогообложении доходов иностранной организации
от такой деятельности применяется ст. 7 "Прибыль от предпринимательской
деятельности" Соглашения, поскольку ст. 8 Соглашения не распространяется
на доходы от оказания экспедиторских услуг.
В соответствии со ст. 7 "Прибыль от
предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия одного
государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только
такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
государстве через находящееся там постоянное представительство. Если
предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность
таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом
государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному
представительству.
Таким образом, если деятельность
иностранной организации по договору транспортной экспедиции не приводит к
образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации,
то доходы данной организации не облагаются налогом в Российской Федерации и
российская организация, выплачивающая доходы, не является в таком случае
налоговым агентом.
Согласно ст. 312
Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации
иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему
доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное
местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет
международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения,
которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного
государства.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
27.06.2011