Вопрос: Об учете
при применении УСН расходов, связанных с приобретением здания и земельного
участка под зданием.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2011 г. N 03-11-06/2/101
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики на письмо о порядке учета расходов по
приобретенному зданию с земельным участком при применении упрощенной системы налогообложения на основании изложенной в письме информации
сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на
величину расходов, при определении налоговой базы по налогу могут учитываться
расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на
достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение основных средств (с учетом положений
п. п. 3 и 4 указанной статьи Кодекса).
Согласно пп. 1
п. 3 ст. 346.16 Кодекса названные расходы учитываются в периоде ввода основных
средств в эксплуатацию и отражаются в налоговом учете в последнее число
отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп.
4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).
Основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с указанной статьей
Кодекса с момента документально подтвержденного факта подачи документов на
регистрацию указанных прав.
Согласно пп. 16
п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных
активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях
данного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и
признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Что касается расходов по уплате процентов
за кредит, то согласно п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина
России от 29.07.1998 N 34н, установлено, что в состав фактически произведенных
затрат на приобретение объекта имущества включаются уплачиваемые проценты по
предоставленному при приобретении коммерческому кредиту.
Согласно п. 1 ст.
823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых
связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других
вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление
кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и
рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не
установлено законом.
Таким образом, расходы по уплате
процентов за предоставление рассрочки по оплате стоимости приобретенного
нежилого помещения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в
составе расходов на приобретение основных средств в порядке,
установленном п. 3 ст. 346.16 Кодекса.
Согласно п. 8
Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01,
утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной
стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма
фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за
исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Абзацем 2 п. 3 ст. 161 Кодекса при
реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального
имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями,
составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную
стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями)
указанного имущества. При этом указанные лица обязаны исчислить, удержать из
выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, исчисление суммы налога на
добавленную стоимость производится покупателем - налоговым агентом при оплате
имущества, то есть в момент предварительной оплаты (частичной оплаты)
приобретаемого имущества либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже
приобретенного имущества.
Сумма налога на добавленную стоимость,
уплаченная в бюджет организацией - налоговым агентом, подлежит включению в
первоначальную стоимость приобретенного объекта основных средств (абз. 3, 8 п. 8 ПБУ 6/01, пп. 3 п.
2 ст. 170 Кодекса).
В состав основных средств
включаются основные средства, признаваемые амортизируемым имуществом в
соответствии с гл. 25 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 256 Кодекса земля не
подлежит амортизации. Поэтому расходы в виде выкупной стоимости земельного
участка к расходам на приобретение основных средств не относятся.
В связи с тем
что названные расходы п. 1 ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены, при определении
налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, эти расходы учитываться не должны.
В то же время расходы по погашению
процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате стоимости
приобретенного земельного участка под зданием могут быть учтены при определении
налоговой базы при упрощенной системе налогообложения на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
Одновременно
сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России
рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций
по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
30.06.2011