Вопрос: О порядке
применения бланков строгой отчетности при оказании населению услуг правового
характера.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2011 г. N 03-01-15/5-94
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения бланков
строгой отчетности и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями
и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона
предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих
бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок
осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и
уничтожения таких бланков.
Документы, приравненные к кассовым чекам,
предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в
случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать
соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.
Таким образом, если иное не предусмотрено
п. п. 5 - 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель,
оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором
должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы
такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в
том числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.
Обращаем внимание, что Общероссийский
классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный
Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (ОКУН), определяет
принадлежность к услугам, которые предоставляются населению.
Согласно ОКУН услуги правового характера
классифицируются по коду 090000 и включают в себя услуги, оказываемые органами
государственного нотариата (код 091100 ОКУН), услуги, оказываемые адвокатурой
(код 091200 ОКУН), а также прочие услуги правового характера (код 091300 ОКУН).
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в
понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
04.07.2011