Вопрос: В
соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в
РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и
их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг
при условии, что пункт отправления и (или) пункт
назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также
сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к
расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы
судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и
эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
В силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы,
которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду
деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в
суммарном объеме всех доходов.
Подлежат ли
распределению положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие от
переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, в целях включения их в состав доходов и расходов на
содержание и эксплуатацию судов, зарегистрированных в РМРС, не учитываемых при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу пп.
33 п. 1 ст. 251, п. 48.5 ст. 270 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/1/395
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета курсовых разниц,
возникших от переоценки имущества в виде валютных ценностей, для целей
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких
услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к
расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы
судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и
эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
В случае если
организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору
тайм-чартера (фрахта) или бербоут-чартера
(фрахтования судна без экипажа) организации-фрахтователю, которая использует
судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами
Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт
назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей
налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по
эксплуатации указанных судов в международных перевозках.
В соответствии со
ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя.
Таким образом, организации-судовладельцу
следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна,
зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в
международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в
каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы
данные судового журнала.
Внереализационные расходы, которые
непосредственно связаны с использованием судов, зарегистрированных в РМРС (в
понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), в соответствии
с п. 48.5 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Те
внереализационные расходы, которые связаны с несколькими видами деятельности
налогоплательщика, в том числе с эксплуатацией судна, зарегистрированного в
РМРС, и не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному ее
виду, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ распределяются пропорционально доле
соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом часть расходов, относящаяся к
деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), определенная в вышеуказанном
порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В соответствии с п.
11 ст. 250 НК РФ и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе
внереализационных доходов (расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки
имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг,
номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость
которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных
(полученных)), в том числе по валютным счетам в
банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к
рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской
Федерации.
Курсовые разницы, возникшие от переоценки
имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами),
указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.5 ст.
270 НК РФ соответственно, и учитываются для целей налогообложения прибыли в
общеустановленном порядке. Распределение указанных доходов (расходов) между
различными видами деятельности налогоплательщика не производится.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.07.2011