Вопрос:
Организация осуществляет оптовую торговлю импортируемыми сварочными флюсами.
На складе организации скопились товарные
остатки нереализованных флюсов, произведенных (закупленных) еще в 90-х гг. Срок
хранения сварочных флюсов в соответствии с ГОСТ 9087-81 составляет 2 года.
Реализация их невозможна из-за истечения срока годности (хранения), потери
сварочно-технологических свойств, товарного вида и прочее, что подтверждено
заключением комиссии организации по итогам проверки в соответствии с
Инструкцией по контролю сварочных материалов и материалов для дефектоскопии.
Условиями договоров поставки товаров с
поставщиками не предусмотрена обязанность выкупа продавцом товаров (флюсов), не
проданных до истечения срока годности.
Хранение неликвидных (с просроченным
сроком хранения) товаров нецелесообразно и экономически невыгодно. Поэтому
руководителем организации принято решение о списании просроченного товара и его
утилизации (предполагается вывезти на свалку).
Относятся ли затраты на вынужденную
утилизацию и стоимость утилизируемых товаров к расходам в целях исчисления
налога на прибыль?
Должна ли организация восстанавливать
ранее принятые к возмещению суммы НДС по импортным товарам при списании
нереализованных остатков просроченных и непригодных для реализации товаров?
Какими первичными документами нужно
подтверждать факт уничтожения просроченных флюсов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/1/397
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания суммы
неликвидного (просроченного) товара в расходы для целей налогообложения и
сообщает следующее.
Статьей 247 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) определено, что объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью
для российских организаций в свою очередь признаются полученные доходы,
уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в
соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях
исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от
реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее
приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Расходами, уменьшающими налоговую базу
для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически
оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода
(п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, в случае утилизации
(списания) неликвидных (просроченных) товаров затраты на их приобретение и
дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от
предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе
расходов для целей налогообложения прибыли.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога
на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении
товаров, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления
операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании норм ст. ст. 39 и 146 НК РФ
выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной
передачей, например, списание морально устаревших товаров, объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
Таким образом, суммы налога на
добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по указанным товарам,
по мнению Департамента, необходимо восстановить для уплаты в бюджет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" первичные учетные
документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
указанные в Федеральном законе. При утверждении учетной политики наряду с
другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета,
утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.07.2011