Вопрос: О
налогообложении НДС рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых белорусскими и
казахстанскими организациями российской организации в рамках агентского
договора.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2011 г. N 03-07-08/208
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых
белорусскими и казахстанскими организациями российской организации в рамках
агентского договора, и сообщает.
Применение налога
на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими
субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ,
оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания
косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от
11.12.2009 (далее - Протокол).
На основании положений ст. ст. 2 и 3
Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг
производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого
признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым
законодательством данного государства. При этом местом реализации рекламных и
маркетинговых услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена
Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим
местом реализации рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых белорусскими и
казахстанскими организациями российской организации по агентскому договору,
признается территория Российской Федерации и такие
услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии
с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии со ст. 161 Кодекса при
реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых
органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской
Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в
российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного
лица. В связи с этим российская организация, приобретающая
оказываемые белорусскими и казахстанскими организациями рекламные и маркетинговые
услуги по агентскому договору, является налоговым агентом, обязанным исчислить
и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по
таким операциям.
Что касается
применения налога на добавленную стоимость в отношении агентских услуг,
связанных с привлечением от имени агента третьих лиц для выполнения рекламных и
маркетинговых услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами Республики Казахстан
и Республики Беларусь российской организации, то на основании вышеуказанных
норм Протокола местом реализации таких услуг признается территория государства
- члена Таможенного союза, налогоплательщиками которого являются лица,
оказывающие эти услуги. Поэтому местом
реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается и данные услуги
в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную
стоимость не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.07.2011