Вопрос: В связи с
вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об
электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) организация планирует перейти
на электронный документооборот первичных учетных документов, в частности:
- товарной накладной (форма N ТОРГ-12);
- товарно-транспортной накладной (форма N
1-Т);
- требования-накладной (форма N М-11);
- акта выполненных работ (оказанных
услуг) и других документов.
В соответствии со ст. 9 Закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они
составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации. В случае если хозяйственные операции подтверждаются
документами, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, данные документы
должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 указанной статьи, в
частности личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение операции.
Статья 6 Закона N 63-ФЗ определяет
условия, при которых электронные документы, подписанные электронной подписью,
равнозначны документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной
подписью.
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые в ходе проведения выездных и камеральных
налоговых проверок документы могут быть переданы налоговому органу в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае если истребуемые
у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным
форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи.
Признается ли первичный
учетный документ, подписанный усиленной электронной подписью (квалифицированной
либо неквалифицированной), который должен быть в соответствии с нормативными
правовыми актами или обычаем делового оборота заверен печатью и
собственноручной подписью, равнозначным документу на бумажном носителе,
подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, в целях
подтверждения расходов по налогу на прибыль?
Признается ли первичный учетный документ,
подписанный простой электронной подписью, равнозначным документу на бумажном
носителе, подписанному собственноручной подписью, при условии соблюдения
требований Закона N 63-ФЗ при организации электронного документооборота
указанных документов?
Возможно ли представление по требованию
налогового органа по телекоммуникационным каналам связи документов,
составленных в электронном виде в формате, установленном соглашением между
организациями (участниками электронного документооборота), и подтверждающих
расходы по налогу на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2011 г. N 03-03-06/1/409
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении электронной подписи
и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными документами, отчетом о выполненной
работе в соответствии с договором).
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования
электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании
государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и
муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий
регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной
подписи".
Согласно ст. 6
Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме,
подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному
собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о
необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в
электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью
(электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим
расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными
законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование
о составлении такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 93 Налогового
кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые
у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным
форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления
требования о представлении документов и порядок представления документов по
требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об
утверждении Порядка направления требования о представлении документов
(информации) и порядка представления документов (информации) по требованию
налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 N 20303).
Если истребуемый
у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным
форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде
заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа
квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.07.2011