Вопрос: ЗАО
заключило с итальянским поставщиком договор поставки товаров. Согласно условиям
договора ЗАО в I квартале 2011 г. перечислило предоплату итальянскому
поставщику. В том же периоде ЗАО получило аванс от российского покупателя за
импортный товар. По авансу был уплачен НДС. Во II квартале 2011 г. итальянский
поставщик отгрузил товар, товар пересек таможенную границу РФ и был принят к
учету ЗАО. При этом товар импортировался через территорию Белоруссии.
В соответствии с п.
1.5 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном
союзе", если товары приобретаются на основании договора (контракта) между
налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза и налогоплательщиком
государства, не являющегося членом Таможенного союза, и при этом товары
импортируются с территории другого государства - члена Таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком
государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы
товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством
государства - члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в
случае если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).
При этом согласно ст. 1 Соглашения от
25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" под импортом
товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на
территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории
другого государства - участника Таможенного союза.
В таком случае
налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию
по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с
территории государств - членов Таможенного союза) по форме, утвержденной
Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.
В то же время товар перемещается из
Италии в режиме экспорта, а территорию Белоруссии пересекает транзитом, то есть
в самой Белоруссии выпуска товара для свободного обращения не происходит.
Какую форму налоговой отчетности по НДС и
в каком порядке необходимо представить ЗАО в данном случае: налоговую
декларацию по НДС по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009
N 104н, или налоговую декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам) при
импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного
союза, форма которой утверждена Приказом Минфина
России от 07.07.2010 N 69н?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2011 г. N 03-07-13/01-24
В связи с письмом
по вопросу применения налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации из иностранного
государства через территорию Республики Беларусь Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пп.
4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз
товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
Порядок уплаты
налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс),
Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) и иными
актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также
Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008
(далее - Соглашение).
В соответствии со ст. 70 Таможенного
кодекса налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на
таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам. При
этом согласно ст. 84 Таможенного кодекса налог на добавленную стоимость
уплачивается в государстве - члене Таможенного союза, таможенным органом
которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в
таможенной процедуре таможенного транзита.
Таким образом, по
товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации через территорию
Республики Беларусь, помещенным при ввозе с территории иностранного государства
на таможенную территорию Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного
транзита, налог на добавленную стоимость подлежит уплате таможенным органам
Российской Федерации с соответствии с избранной таможенной процедурой. В связи с этим налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на
добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской
Федерации с территории государств - членов Таможенного союза, форма которой утверждена Приказом Минфина России от
07.07.2010 N 69н, при ввозе вышеуказанных товаров не представляется.
Суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные российским таможенным органам и подлежащие вычету у
налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 172 Кодекса, отражаются в
декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена
Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.
Что касается норм
ст. 3 Соглашения и п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном
союзе от 11.12.2009, согласно которой при импорте товаров в Российскую
Федерацию с территории государств - членов Таможенного союза налог на
добавленную стоимость взимается налоговыми органами Российской Федерации, то
данные нормы применяются в случае ввоза на
территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь иностранных
товаров, выпущенных в свободное обращение на таможенной территории Таможенного
союза, приобретаемых российскими налогоплательщиками, в том числе по договорам
с хозяйствующими субъектами государства, не являющегося государством - членом
Таможенного союза.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.07.2011