Вопрос: ООО
является стивидорной организацией и оказывает погрузочно-разгрузочные услуги
российским нефтяным компаниям при перевалке экспортной сырой нефти и
нефтепродуктов, получаемых по трубопроводной системе, в порту РФ.
В настоящее время ООО планирует с помощью
принадлежащего ему специализированного комплекса на основе договоров об
оказании услуг, заключаемых ООО с российскими организациями - собственниками
нефтепродуктов (далее - владельцы топлива) осуществлять прием, хранение,
смешивание (блендирование) и погрузку нефтепродуктов
(мазута), доставляемых на территорию порта различными видами транспорта
(морским, автомобильным, железнодорожным).
Погрузка мазута (в данном случае в
качестве судового топлива) будет осуществляться ООО на основании распоряжения
владельца топлива из береговых резервуаров, входящих в состав
специализированного комплекса, в том же технологическом порядке, что и по
прочим нефтепродуктам, т.е. через технологические трубопроводы и стендеры
непосредственно на морские суда. В качестве документа, подтверждающего факт
оказания ООО услуг владельцам топлива, предусматривается составление акта об
оказании услуг.
В процессе исполнения договора право
собственности на судовое топливо к ООО не переходит и остается за владельцами
топлива. При этом ООО планирует получать вознаграждение, размер которого
определяется исходя из количества мазута, отгруженного по распоряжению
владельцев топлива на основании единого, устанавливаемого договором тарифа,
включающего стоимость всех стадий оказания услуги по приему, хранению и выдаче
нефтепродуктов.
Так как ООО не имеет каких-либо
договорных взаимоотношений с судовладельцами (их представителями), весь
документооборот по поставке мазута в качестве судового топлива, т.е. топлива, необходимого
для обеспечения нормальной эксплуатации морского судна, ведется владельцами
топлива.
Правомерна ли
позиция ООО, что оказываемые владельцам топлива услуги не могут быть расценены
как услуги по материально-техническому снабжению судна или иные работы (услуги)
по обслуживанию судов в период стоянки в морских портах по смыслу положений пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ и, соответственно, подлежат
обложению НДС по ставке 18% согласно п. 3 ст. 164 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2011 г. N 03-07-08/210
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по приему, хранению, смешиванию и
погрузке на морские суда нефтепродуктов в качестве судового топлива,
оказываемых российской организацией в морском порту по договорам с российскими
организациями - собственниками нефтепродуктов, и сообщает.
Как следует из письма, услуги по приему,
хранению, смешиванию и погрузке на морские суда нефтепродуктов, вывозимых за
пределы территории Российской Федерации, оказываются российской организацией
российским организациям, являющимся собственниками нефтепродуктов, реализующим
их, в том числе в качестве судового топлива.
Указанные услуги, оказываемые российской
организацией в морском порту, подлежат налогообложению налогом на добавленную
стоимость в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по ставке в размере 18 процентов.
Что касается вопроса, содержащегося в
письме, об освобождении вышеуказанных услуг от налогообложения налогом на
добавленную стоимость на основании пп. 23 п. 2 ст.
149 Кодекса, то согласно этой норме освобождаются в
том числе операции по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в
период их стоянки в портах.
Учитывая, что российская организация
оказывает услуги собственникам нефтепродуктов, а не лицам, обеспечивающим
эксплуатацию судов, такие услуги не могут относиться к услугам по обслуживанию
судов в порту, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную
стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
08.07.2011