Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2011, N 29
Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов в
виде стоимости междугородных телефонных переговоров с представителями
потенциальных клиентов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11460@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
интернет-обращение ООО "Ремикс" от 17.05.2011 б/н, сообщает
следующее.
В обращении речь идет о возможности
принятия в целях налогообложения прибыли в расходах стоимости телефонных
переговоров междугородной связи с представителями еще не клиентов, но,
возможно, будущих (потенциальных) клиентов. Указанные переговоры осуществляются
в целях поиска клиентов для реализации продукции на территории всей Российской
Федерации.
Из текста запроса также следует, что для
поиска клиентов организация использует номер один-два раза, чтобы заявить о
себе, возможно, в качестве рекламы.
В целях налогообложения прибыли расходы
налогоплательщика на рекламу учитываются в составе прочих расходов на основании
пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) с учетом требований п. 4 ст. 264 Кодекса.
Кодекс не содержит понятия
"реклама". Указанное понятие содержится в ст. 3
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон
"О рекламе"), согласно которой под рекламой понимается информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке.
Следовательно, квалифицирующими
признаками рекламы являются следующие: информация адресована неопределенному
кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Такой признак рекламной информации, как
предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых
реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо Федеральной
антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии
"неопределенный круг лиц").
То есть реклама - это распространенная
для неопределенного круга лиц информация, наделенная определенными признаками.
Таким образом, в том случае, если по
телефону сообщается информация, отвечающая требованиям Закона "О
рекламе", то расходы по проведению таких мероприятий признаются в целях
налогообложения прибыли расходами на рекламу, стоимость междугородных телефонных
переговоров учитывается в составе прочих расходов с учетом требований п. 4 ст.
264 Кодекса.
Если сообщаемая
информация не является рекламой, то для признания стоимости телефонных
разговоров по междугородной связи следует учитывать критерии п. 1 ст. 252 Кодекса,
согласно которому к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли,
относятся любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, если они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень конкретных документов, которыми
подтверждаются осуществленные расходы, нормами Кодекса не установлен. В общем
случае расходы подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Вместе с тем
налогоплательщики, согласно ст. 313 Кодекса, исчисляют налоговую базу по налогу
на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных
налогового учета, который осуществляется также в целях обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
Согласно ст. 313 Кодекса подтверждением
данных налогового учета, отражающих в том числе
порядок формирования сумм доходов и расходов, являются: первичные учетные
документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового
учета; расчет налоговой базы.
Следовательно, для подтверждения затрат
может использоваться любой надлежащим образом оформленный документ, из которого
прямо следует связь расходов с деятельностью организации.
К таким документам могут быть отнесены, в
частности, внутренние документы организации (приказы, распоряжения, отчеты и
т.п.), разработанные с учетом действующего в организации технологического
процесса поиска клиентов, из которых можно будет сделать вывод о
производственном характере переговоров.
Например, если за менеджером закреплен
номер телефона, то в качестве подтверждения производственного характера международных
телефонных разговоров возможно использовать
детализированный отчет оператора связи.
Заместитель руководителя
ФНС России
Д.В.ЕГОРОВ
15.07.2011