Вопрос: О порядке
признания расходов на НИОКР в целях исчисления налога на прибыль, в случае если
организация не учитывала соответствующие расходы на НИОКР, давшие положительный
результат, так как исследования и разработки не использовались в производстве и
(или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2011 г. N 03-03-06/1/424
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания расходов на
научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях
налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы
налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские
разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой
продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство,
осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в
размере, соответствующем его доле расходов), равно как и на основании
договоров, по которым он выступает в
качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей
налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения
отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке,
предусмотренном ст. 262 Кодекса.
Указанные расходы равномерно включаются
налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии
использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при
реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы
исследований).
Вместе с тем расходы налогоплательщика на
научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные
в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания
новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата,
также подлежат включению в состав прочих расходов. Данные расходы учитываются
равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в
порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 Кодекса.
Таким образом, расходы на научные исследования
и (или) опытно-конструкторские разработки независимо от полученного результата
признаются в одинаковом порядке.
Вместе с тем в
результате внесенных в ст. 262 Кодекса изменений предъявление требования о
соблюдении условия использования исследований и разработок в производстве и
(или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) ставит
налогоплательщиков, расходы которых на научные исследования и (или)
опытно-конструкторские разработки привели к положительному результату, в худшие
условия, чем налогоплательщиков, соответствующие расходы которых не дали
положительного результата.
В этой связи, как
это было изложено в Письме Минфина России от 24.12.2010 N 03-03-05/251,
полагаем, что, если иное не предусмотрено п. п. 3 - 5 ст. 262 Кодекса, расходы
на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки независимо от
полученного результата таких исследований и разработок (т.е. как давших
положительный результат, так и не приведших к положительному результату)
равномерно включаются налогоплательщиком
в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего
за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы
исследований).
Пунктом 1 ст. 54 Кодекса установлено, что
при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к
прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде
перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были
совершены указанные ошибки (искажения).
Перерасчет налоговой базы и суммы налога
производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки
(искажения), в случаях невозможности определения периода совершения ошибок
(искажений) или когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате
налога.
Таким образом, в
случае если налогоплательщик не учитывал соответствующие расходы на НИОКР,
давшие положительный результат, до начала использования исследований и
разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ,
оказании услуг), то с учетом положений ст. 54 Кодекса он вправе внести
необходимые уточнения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций
за истекшие отчетные (налоговые) периоды, признав в налоговом учете соответствующие расходы в
течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором
завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). При этом
необходимо учесть, что Кодекс не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в
случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и
суммы налога.
Вместе с тем п. 7 ст. 78 Кодекса
установлено, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога, в
том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату
налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В случае когда
допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, положения п. 1
ст. 54 Кодекса предусматривают также возможность внесения необходимых уточнений
в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговый
(отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
18.07.2011