Вопрос: Российская
организация, не являющаяся перевозчиком, оказывает услуги по организации
перевозок грузов в железнодорожных вагонах между станциями отправления и
назначения, находящимися за пределами территории РФ. При этом станция
отправления находится в Белоруссии, а станции назначения - на территории стран
Белоруссии, Украины, Эстонии или Латвии. Услуга заключается в предоставлении
вагонов и оплате провозных платежей и оказывается в 2011 г.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов
при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" территорией
оказания вышеуказанных услуг является РФ.
В соответствии со ст. 2 Протокола
взимание косвенных налогов осуществляется в государстве, чья территория
признана местом реализации.
В соответствии с пп.
5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ для вышеуказанных услуг территория РФ не признается
местом реализации, а значит, данные услуги в соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 НК РФ не являются объектом налогообложения по НДС.
Является ли вышеуказанная услуга по
предоставлению вагонов объектом налогообложения по НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2011 г. N 03-07-08/222
В связи с письмом о
применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению
железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок товаров от
станций отправления, находящихся на территории Республики Беларусь, до станций
назначения, находящихся на территориях Республики Беларусь, Украины, Эстонии и
Латвии, оказываемых российской организацией по договорам с российскими
организациями, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пп.
4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке и (или)
транспортировке товаров, а также услуг (работ), непосредственно связанных с
перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями,
признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и
(или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В связи с
этим местом реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и
(или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, в случае, если
пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской
Федерации, территория Российской Федерации не признается.
Таким образом,
услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления
перевозок товаров от станций отправления, находящихся на территории Республики
Беларусь, до станций назначения, находящихся на территориях Республики
Беларусь, Украины, Эстонии и Латвии, оказываемые российской организацией по
договорам с российскими организациями, объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются и,
соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.07.2011