Вопрос: О налогообложении НДС операций по реализации государственного или
муниципального казенного имущества субъектам малого и среднего
предпринимательства, а также о порядке исчисления НДС при приватизации
государственного или муниципального имущества в случаях изменения решений об
условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего
предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими
преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 2011 г. N 03-07-07/35
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на
добавленную стоимость при реализации государственного или муниципального
казенного имущества и сообщает следующее.
Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации
(передаче) государственного или муниципального казенного имущества налог на
добавленную стоимость в бюджет уплачивают налоговые агенты - покупатели
(получатели) указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями). При этом налоговая база определяется как
сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на
добавленную стоимость и налоговый агент обязан исчислить и уплатить в бюджет
соответствующую сумму налога.
В то же время
согласно пп. 12 п. 2 ст. 146 Кодекса не признаются
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по
реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или
муниципального казенного имущества, выкупаемого в порядке, установленном
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения
недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ государственное или
муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего
предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное
право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной
стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ установлено, что при совершении сделок купли-продажи
применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об
оценке объекта оценки.
На основании ст. 3 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее
вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом
рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно,
располагая всей информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо
чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п.
6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N
2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255,
разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки
- наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и
наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное,
независимо от приобретения вышеуказанных объектов недвижимости по рыночной
стоимости, определенной в вышеизложенном порядке, субъекты малого и среднего
предпринимательства налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачивают на
основании установленной нормы об освобождении от налога на добавленную
стоимость указанных операций.
В случаях изменения
решений об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего
предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими
преимущественного права на приобретение арендуемого имущества приватизация
государственного или муниципального имущества осуществляется на основании
Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества", которым установлен порядок
определения начальной цены подлежащего приватизации государственного или
муниципального имущества, аналогичный порядку,
установленному вышеуказанным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В связи с этим, а
также принимая во внимание вышеуказанные нормы Кодекса, налог на добавленную
стоимость по приобретаемому государственному или муниципальному казенному
имуществу должен исчисляться покупателем расчетным методом исходя из указанной
в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
25.07.2011