Вопрос: Об учете в
целях налогообложения налогом на прибыль и НДС субсидий, выделяемых
государственному унитарному предприятию собственником имущества этого
предприятия в целях возмещения затрат, связанных с оснащением унитарного
предприятия инженерно-техническими средствами и системами обеспечения
транспортной безопасности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2011 г. N 03-03-06/4/83
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения
прибыли организаций субсидий, выделяемых государственному унитарному
предприятию в целях возмещения затрат, связанных с оснащением унитарного
предприятия инженерно-техническими средствами и системами обеспечения
транспортной безопасности, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными
предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного
им органа.
При этом положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное
имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае
если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
Как следует из запроса, субсидии
государственному унитарному предприятию выделяются собственником имущества
этого предприятия на финансирование расходов, связанных с оснащением унитарного
предприятия инженерно-техническими средствами и системами обеспечения
транспортной безопасности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных
услуг.
Таким образом, доходы в виде указанных
субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, по нашему мнению,
не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от
источника финансирования.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на
добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за
реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение
фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных
с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных
средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость,
такие денежные средства в налоговую базу не включаются.
Таким образом, денежные средства в виде
субсидий, получаемые из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров
(работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные
средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).
В случае если субсидии получены
организацией в качестве оплаты реализуемых этой организацией товаров (работ,
услуг), то такие субсидии в соответствии с вышеуказанным пп.
2 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются в налоговую базу по налогу на добавленную
стоимость.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
26.07.2011