Вопрос: ОАО на
основании договорных отношений с клиентами оказывало в 2010 г. услуги по
перегрузке грузов, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной
территории и вывозимых за пределы РФ.
До 1 июля 2010 г. продукты переработки и
остатки товаров, образованные в результате переработки, помещались под
таможенный режим переработки на таможенной территории и вывозились за пределы
РФ в таможенном режиме (процедуре) экспорта.
С 1 июля 2010 г. вступил в действие
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), согласно которому завершение
таможенной процедуры переработки на таможенной территории осуществляется путем
вывоза товаров в рамках таможенной процедуры реэкспорта.
Подпунктом 2 п. 1
ст. 164 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., установлено, что
налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации
услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров,
вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под
таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в
налоговый орган документов согласно ст. 165 НК
РФ. Положения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в частности,
распространяются на услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке
или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке
вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, оказываемые
российскими организациями. При этом исходя из буквального
толкования абз. 2 данного подпункта НК РФ таможенный
режим вывоза или ввоза товара не имеет значения.
Вправе ли ОАО в 2010 г. применять ставку
НДС 0 процентов к работам (услугам) по перегрузке в порту РФ грузов, помещенных
под таможенный режим переработки на таможенной территории и вывозимых за
пределы таможенной территории РФ, до вступления в силу ТК ТС?
Вправе ли ОАО применить ставку НДС 0
процентов к работам (услугам) по перегрузке грузов, являющихся продуктами
переработки и помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, вывозимых за
пределы таможенной территории Таможенного союза, после вступления в силу ТК ТС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2011 г. N 03-07-08/241
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по перегрузке товаров, помещенных под
таможенный режим переработки на таможенной территории и вывозимых за пределы
территории Российской Федерации, оказываемых российской организацией в
российском порту, и сообщает следующее.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., налогообложение
налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов производилось при
реализации работ (услуг) по погрузке и перегрузке вывозимых за пределы
территории Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими
организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением
перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иных подобных работ (услуг). При этом для обоснования права на применение нулевой ставки налога
на добавленную стоимость в отношении указанных работ (услуг)
налогоплательщики представляли в налоговые органы документы, предусмотренные п.
4 ст. 165 Кодекса.
Кроме того, в
соответствии с положениями пп. 2.5 п. 1 ст. 164
Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2011 г., нулевая ставка налога на
добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций
трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке (в том числе
погрузке, выгрузке) товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в
товаросопроводительных документах
которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за
пределами территории Российской Федерации. При этом правомерность применения
нулевой ставки по таким услугам подтверждается документами, предусмотренными п.
3.5 ст. 165 Кодекса.
Таким образом,
услуги по перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на
таможенной территории и вывозимых за пределы территории Российской Федерации,
оказываемые российской организацией в российском порту как до, так и после 1
июля 2010 г. (даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза),
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0
процентов независимо от таможенных режимов (после 1
июля 2010 г. - таможенных процедур), под которые помещались вывозимые товары,
при условии представления в налоговые органы соответствующих документов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.07.2011