Вопрос: В
соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ крестьянско-фермерское хозяйство является
сельскохозяйственным товаропроизводителем и налогоплательщиком ЕСХН.
Крестьянско-фермерское хозяйство в 2009 г. получило субсидию.
Налоговый орган требует, чтобы полученная
субсидия за 2009 г. была включена в состав доходов в целях ЕСХН. Налоговый
орган считает, что по своему назначению указанная субсидия направлена на
компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов,
следовательно, является экономической выгодой и подлежит учету в составе
внереализационных доходов в целях ЕСХН.
Следует ли крестьянско-фермерскому
хозяйству учитывать указанную субсидию в целях ЕСХН?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2011 г. N 03-11-11/197
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта
налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитываются доходы от
реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные
доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта
налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования.
При этом до 1 января 2010 г. к средствам
целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом)
- источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в
виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде
субсидий автономным учреждениям.
Статьей 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) (в редакции,
действовавшей до 1 января 2010 г.) к бюджетным учреждениям относились
государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения
функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг
физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе
бюджетной сметы.
Пунктом 2 ст. 251 Кодекса (в редакции,
действовавшей до 1 января 2010 г.) было установлено, что при определении
налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых
поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относились целевые поступления
из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других
организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по
назначению.
Согласно ст. 6
Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) получателями
бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались
орган государственной власти (государственный орган), орган управления
государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган
местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на
принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета, если иное
не устанавливалось Бюджетным кодексом.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в
порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.
Таким образом,
денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных
учреждений) и индивидуальными предпринимателями из бюджета в 2009 г. в целях
возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не отвечали
критериям целевого финансирования, в связи с чем должны были учитываться в
составе доходов при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному
налогу.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.07.2011