Вопрос: ООО,
применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы", производит
органическое удобрение на основе куриного помета.
В целях продвижения собственной продукции
на рынке сбыта ООО периодически выезжает в другие
регионы России на выставки.
Так, с 12 по 14 февраля 2010 г. ООО
участвовало в выставке. Стоимость участия в выставке (18 760 руб.) была
полностью оплачена ООО.
После возвращения с выставки ООО обратилось в городской фонд развития и поддержки
малого предпринимательства с просьбой возместить часть понесенных расходов.
На основании договора от 12.03.2010,
согласно решению комиссии за счет средств бюджета городского округа ООО была выделена финансовая поддержка в виде
субсидирования части понесенных затрат в связи с участием в выставочной
деятельности в сумме 15 000 руб.
ООО на основании пп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ посчитало данные средства как средства целевого
финансирования и не включило 15 000 руб. в декларацию по налогу, уплачиваемому
в связи с применением УСН, за 2010 г.
Налоговый орган считает, что ООО обязано указанные средства включить в налоговую базу
по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2010 г.
Правомерна ли позиция налогового органа?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2011 г. N 03-11-06/3/89
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что
согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации (утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329) и
Регламенту Министерства финансов Российской Федерации (утв. Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н) в Министерстве финансов
Российской Федерации рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения
граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов
организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, согласно ст. ст. 137 и 138
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обжалование актов
налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в
порядке, установленном разд. VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать
акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их
должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
или в суд.
Что касается вопроса о порядке учета в
2010 г. денежных средств в виде субсидий, полученных
из бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками, применяющими упрощенную
систему налогообложения, то необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при
определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, определяемые в
соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в
соответствии со ст. 250 Кодекса.
При определении налоговой базы указанные
налогоплательщики не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса).
Так, исходя из пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При
отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
До 1 января 2011 г. к средствам целевого
финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом)
- источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в
виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде
субсидий автономным учреждениям.
Статьей 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции,
действовавшей до 1 января 2011 г., к бюджетным учреждениям относились
государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения
функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг
физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе
бюджетной сметы.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
таким поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на
основании решений органов государственной власти и органов местного
самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных
фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Согласно ст. 6 БК
РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., получателями бюджетных
средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган
государственной власти (государственный орган), орган управления
государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган
местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на
принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета, если иное
не устанавливалось БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде
субсидий, полученные коммерческими организациями и (или) индивидуальными
предпринимателями из бюджета в 2010 г. в целях возмещения затрат, не отвечали
критериям целевого финансирования, в связи с чем должны были учитываться при
определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.07.2011