Вопрос: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по
налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке
товаров. В целях данной статьи под международными перевозками товаров
понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река
- море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и
автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт
назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта
распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые
российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании
договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях данного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам
относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров,
оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов,
погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и
дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации
страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и
транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий
погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока
доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки
оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и
ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание
рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях
экспедитора.
Таким образом, из содержания данной нормы
следует, что российским организациям достаточно заключить договор об оказании
одного из перечисленных в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ
видов услуг в целях применения нулевой ставки по НДС.
Исходя из п. 4 Правил
транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, договор транспортной
экспедиции - гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона
(экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и
за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.
При этом под транспортно-экспедиционными
услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров
перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги,
связанные с перевозкой груза.
Таким образом,
нормы пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому
предусмотрено применение ставки 0 процентов по НДС в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, вступают в противоречие с положениями
гражданского законодательства, которые определяют понятие договора транспортной
экспедиции как совокупность услуг, связанных с перевозкой груза, что порождает
неопределенность в применении законодательства о налогах и сборах и
возникновение спорных ситуаций.
Правомерно ли применение налоговой ставки
0 процентов по НДС в отношении услуг, оказываемых по договору транспортной
экспедиции при организации международной перевозки товаров, если предметом
такого договора являются только погрузочно-разгрузочные услуги, или только
информационные услуги, или только платежно-финансовые услуги?
Правомерно ли применение налоговой ставки
0 процентов по НДС в отношении погрузочно-разгрузочных услуг, или
информационных услуг, или платежно-финансовых услуг, оказываемых по договору
оказания услуг при организации международной перевозки товаров?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2011 г. N 03-07-08/244
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении погрузочно-разгрузочных услуг, информационных
и платежно-финансовых услуг, оказываемых российской организацией при
организации международной перевозки товаров, и сообщает.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость
применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых
установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и
индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции
при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и
назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а
другой за пределами территории Российской
Федерации.
В указанный перечень услуг, в частности,
включены погрузочно-разгрузочные услуги, информационные услуги и услуги по
организации платежно-финансовых услуг, понятия которых определены Национальным
стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги
транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Таким образом,
нулевая ставка налога на добавленную стоимость в отношении
погрузочно-разгрузочных услуг, информационных и платежно-финансовых услуг
применяется в случае их оказания как всех вместе, так и по отдельности в рамках
договора транспортной экспедиции наряду с услугами, связанными с организацией
международной перевозки товаров между пунктами отправления и назначения, один
из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за ее
пределами.
Применение нулевой ставки налога на
добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг, оказываемых на основании
иного договора (за исключением погрузочно-разгрузочных услуг, осуществляемых в
морских и речных портах в отношении товаров, перемещаемых через границу
Российской Федерации), нормами Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги,
оказываемые российской организацией, в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса
подлежат налогообложению этим налогом по ставке в размере 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.07.2011