Вопрос: В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 169 НК РФ, а также п. 1.2 Порядка
выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи,
утвержденного Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н, основанием для
принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг),
имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21
НК РФ, может являться счет-фактура, составленный в электронном виде в
утвержденном формате, подписанный электронной цифровой подписью продавца.
Согласно п. 1.3
Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи,
утвержденного Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н, выставление и
получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи осуществляются через организации, обеспечивающие обмен открытой и
конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного
документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем (далее - оператор электронного документооборота).
Каким обязательным требованиям
(организационно-правовая форма, наличие лицензии, сертификатов, технических
средств, иные требования) должны соответствовать организации, осуществляющие
деятельность в качестве операторов электронного документооборота, для целей
выставления и получения счетов-фактур по НДС в электронном виде?
Какой федеральный орган исполнительной
власти РФ уполномочен осуществлять контроль деятельности операторов
электронного документооборота?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2011 г. N 03-07-09/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о счетах-фактурах в электронном
виде и сообщает следующее.
Согласно Порядку
выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи,
утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2011
N 50н, выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи осуществляются через организации,
обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по
телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота
счетов-фактур между продавцом и
покупателем (далее - оператор электронного документооборота).
Отношения между продавцом (покупателем) -
участником электронного документооборота в рамках выставления и получения
счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам и оператором
электронного документооборота оформляются соответствующим гражданско-правовым
договором.
Деятельность оператора электронного
документооборота регулируется, в частности, законодательством о лицензировании
отдельных видов деятельности, об электронной подписи, об информации,
информационных технологиях и защите информации, а также нормативными правовыми
актами, регламентирующими работу с шифровальными (криптографическими)
средствами защиты информации.
Сертифицированные программно-аппаратные
средства оператора электронного документооборота должны реализовать Порядок
выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи,
утвержденный Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н.
Полагаем, что
требования к операторам электронного документооборота во многом идентичны
требованиям к специализированным операторам связи, осуществляющим в настоящее
время передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от
налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы на основании
Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N
БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в
электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи".
За дополнительной информацией об
операторах электронного документооборота рекомендуем обращаться в ФНС России и ее территориальные органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.08.2011