Вопрос:
Финансирование строительства новых объектов, реконструкции и модернизации
действующих объектов ГУП осуществляется госзаказчиком
за счет средств бюджета субъекта РФ по адресной инвестиционной программе.
Имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, вносится в уставный фонд
ГУП с одновременным закреплением за ГУП на праве хозяйственного ведения.
Фактическая эксплуатация имущества
начинается с момента подписания акта государственной комиссии о приемке
законченного строительством объекта.
Процедура постановки объектов на баланс
ГУП состоит из следующих этапов:
- на балансе госзаказчика
осуществляются учет и формирование инвентарной стоимости объектов;
- совместно с ГУП производится оформление
актов о приеме-передаче объектов основных средств;
- утвержденные со стороны ГУП и госзаказчика акты передаются в Комитет по управлению
государственным имуществом.
Комитет по управлению государственным
имуществом издает распоряжение об увеличении уставного фонда ГУП и закреплении
за ним имущества на праве хозяйственного ведения. Процедура оформления
документов при закреплении права хозяйственного ведения занимает длительный
период времени, а по объектам недвижимости этот период увеличивается на время
проведения государственной регистрации.
С момента начала эксплуатации объектов
ГУП получает доходы от перевозки пассажиров и осуществляет расходы на текущее
содержание этих объектов.
Каков порядок учета в целях налога на
прибыль расходов, связанных со строительством новых объектов, реконструкцией и
модернизацией действующих объектов ГУП?
Правомерно ли учитывать в целях налога на
прибыль расходы по содержанию новых объектов ГУП, не прошедших процедуру
закрепления на праве хозяйственного ведения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/4/85
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета для целей
налогообложения прибыли организаций расходов, связанных со строительством новых
объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов унитарного
предприятия, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного
ведения, и сообщается следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства государственной собственности Российской Федерации,
государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных
(муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных
предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми
программами, а также нормативными
правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
местной администрации либо в установленном указанными органами порядке
решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 5 данной статьи БК РФ предусмотрено,
что предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному)
унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет
соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального)
унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о
государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
Приобретенные за счет государственных
инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат
закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с
одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества
(ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)).
Пунктом 2 ст. 11
Закона N 161-ФЗ установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным
предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого
имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным
законом или не установлено решением собственника о передаче имущества
унитарному предприятию.
Для целей налогообложения принимаются
расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы должны быть
обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода. При этом следует иметь в виду,
что перечень расходов является открытым (за исключением расходов, установленных
ст. 270 НК РФ).
Расходы, произведенные федеральным
государственным унитарным предприятием за счет средств, полученных от
собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа,
учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии
соответствия этих расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, в порядке,
установленном гл. 25 НК РФ.
Амортизируемое имущество, признаваемое
таковым в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ, полученное унитарным
предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное
управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного
предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Данные средства учитываются после
принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации
изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что на
основании п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат
государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской
Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента
документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных
прав. В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам
амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Таким образом, по
нашему мнению, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества
унитарного предприятия, подлежащего государственной регистрации, не прошедшего
процедуру закрепления и (или) государственной регистрации на праве
хозяйственного ведения по причине длительной процедуры оформления документов,
начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти объекты
были введены в эксплуатацию, при выполнении условий, связанных с принятием
собственником решения об увеличении уставного
фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также с документальным подтверждением
факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Расходы на реконструкцию и модернизацию
основных средств в целях налогообложения прибыли
увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат
списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со
ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ. При этом на основании п. 9 ст. 258
НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного
(налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10
процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к
третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического
перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Каких-либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных
предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных в
соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, положениями
вышеуказанных статей НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, расходы на реконструкцию и
модернизацию объектов, находящихся в хозяйственном ведении государственных
унитарных предприятий, произведенные за счет бюджетных инвестиций, полученных в
соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, учитываются в
целях налогообложения прибыли в вышеизложенном порядке.
Что касается вопроса о порядке налогового
учета расходов по содержанию новых объектов метрополитена, то принимая во
внимание, что указанные расходы не конкретизированы, предоставить обоснованный
ответ не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что направляемое
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
01.08.2011