Вопрос: О порядке
учета в целях налога на прибыль сумм бюджетных инвестиций, предоставленных
унитарным предприятиям от собственника имущества этого предприятия или
уполномоченного им органа, а также сумм субсидий, полученных унитарными предприятиями в том числе из федерального бюджета на
основании постановления Правительства РФ на погашение задолженности по уплате
налогов и сборов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N 03-03-05/79
Министерство финансов Российской Федерации
рассмотрело письмо и сообщает следующее.
В Письме от
26.04.2011 N 01-СТ/08 в адрес Федеральной налоговой службы Минфин России
разъяснил, что в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и
иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника
имущества этого предприятия или
уполномоченного им органа.
При этом положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное
имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае
если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
При применении указанных разъяснений
необходимо учитывать, что положения пп. 26 п. 1 ст.
251 НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи со ст. ст. 78 и 79 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
К доходам, полученным унитарными
предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного
им органа на безвозмездной основе, относятся бюджетные инвестиции,
предоставленные в соответствии со ст. 79 БК РФ. В
соответствии с положениям данной статьи БК РФ бюджетные инвестиции в объекты
капитального строительства государственной собственности Российской Федерации,
государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных
(муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с
долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами
соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной
администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями
главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, бюджетные инвестиции,
предоставленные унитарным предприятиям от собственника имущества этого
предприятия или уполномоченного им органа в соответствии со ст. 79 БК РФ,
следует рассматривать в качестве дохода, не учитываемого для целей
налогообложения прибыли организаций на основании пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ.
Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что
субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях
возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Случаи и порядок предоставления субсидий
юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом
(решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Из изложенного следует, что если средства
унитарному предприятию выделяются не в рамках государственных контрактов
(договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные
средства не учитываются унитарным предприятием на основании пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В случае получения унитарным предприятием
средств в рамках исполнения государственных контрактов
на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25
"Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Кроме этого,
положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено,
что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или)
уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что в
целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в
случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
По вопросу
уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и
штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом полагаем, что
данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной
задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в
соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что
унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании
постановления Правительства Российской Федерации на погашение задолженности по
уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения
прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
При этом обращаем
внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения
прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в
бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены
налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп.
21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно,
ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп.
1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации
порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выделяются
субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
02.08.2011