Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.04.2011 изменений в Налоговый
кодекс РФ в соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ порядок признания расходов,
связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в
уменьшение НДПИ либо налоговой базы по налогу на прибыль должен быть отражен в
учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка
допускается не чаще одного раза в пять лет.
Если налогоплательщик, согласно учетной
политике, примет решение с 01.04.2011 учитывать данные расходы в уменьшение
налоговой базы по налогу на прибыль, то имеет ли он право, начиная с 2012 г.,
изменить порядок, закрепив в учетной политике порядок признания этих расходов в
уменьшение НДПИ, так как это будет только первое изменение порядка?
Согласно п. 6 ст. 343.1 НК РФ виды
расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче
угля, учитываемых при определении налогового вычета в соответствии с указанной
статьей, устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения.
Имеет ли право налогоплательщик из
перечня указанных расходов, устанавливаемого Правительством РФ согласно п. 5
ст. 343.1 НК РФ, выбрать по своему усмотрению и закрепить в учетной политике
только те виды и статьи расходов, включение которых в вычет по НДПИ он считает
целесообразным?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N 03-06-06-01/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета расходов,
связанных с обеспечением безопасности и охраной труда при добыче угля для целей
налога на добычу полезных ископаемых, и сообщает.
Согласно абз. 2
п. 1 ст. 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
изменение порядка признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий
и охраны труда при добыче угля, допускается не чаще одного раза в пять лет.
Поэтому изменение в учетной политике
порядка признания расходов, утвержденного согласно ст. ст. 325.1 и 343.1
Кодекса, возможно не ранее чем через пять лет, считая
с момента утверждения такого порядка.
В соответствии с п. 5 ст. 343.1 Кодекса в
налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных)
налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий труда при
добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации):
1) материальные расходы
налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса;
2) расходы налогоплательщика на
приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции,
модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Согласно п. 4 ст. 325.1 Кодекса перечень
видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при
добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных
ископаемых, определяется Правительством Российской Федерации (Постановление
Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 455) с учетом положений п. 5
ст. 343.1 Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 343.1 Кодекса виды
расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче
угля, учитываемых при определении налогового вычета в соответствии с указанной
статьей, устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, налогоплательщик должен
установить в учетной политике виды расходов, которые будут приниматься к
налоговому вычету в порядке, установленном ст. ст. 325.1 и 343.1 Кодекса. При
этом налогоплательщик может закрепить в учетной политике использование
налогового вычета в отношении отдельных видов расходов, предусмотренных
вышеуказанным перечнем.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
02.08.2011