Вопрос: Основным
видом деятельности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН
("доходы минус расходы"), является оптовая торговля ювелирными
изделиями. Для реализации ювелирных изделий заключены договоры комиссии со
сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями. Комиссионер
представляет отчет о реализованных и оплаченных изделиях ежемесячно, а денежные
средства по договору перечисляет в течение одного месяца после представления
отчета. В какой момент и в какой
сумме комитенту необходимо учесть доходы при исчислении налога, уплачиваемого в
связи с применением УСН: в момент представления отчета и в сумме отчета или в
момент и в сумме денежных поступлений от комиссионера на расчетный счет
комитента?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N 03-11-11/202
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
налогоплательщиком-комитентом, применяющим упрощенную систему налогообложения,
доходов, полученных в связи с осуществлением оптовой торговли ювелирными
изделиями в рамках договоров комиссии, и на основании информации, изложенной в
письме, сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст.
346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта
налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Так, ст. 249 Кодекса определено, что
доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг)
как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации
имущественных прав. При этом выручка от реализации
определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные
товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или)
натуральной формах.
В соответствии с п. 1 ст. 346.17 Кодекса
в целях применения гл. 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день
поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения
задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Исходя из ст. 990 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона
(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за
вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет
комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает
права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в
сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению
сделки.
При этом согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ
вещи, поступившие комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за
счет комитента, являются собственностью последнего.
Статьями 999, 1000 и 1001 ГК РФ
определено, что по исполнении поручения комиссионер обязан представить
комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент
обязан принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии и
освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим
лицом по исполнению комиссионного поручения. При этом комитент обязан помимо
уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и
дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру
израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.
Учитывая изложенное, доходом комитента от
операций по реализации товаров комиссионером в рамках договоров комиссии
признается вся полученная комитентом сумма денежных средств, включая
комиссионное вознаграждение комиссионера.
При этом комитент признает в доходах от
реализации товаров выручку в момент (на дату) поступления денежных средств от
комиссионера на свой расчетный счет в банке и (или) в кассу.
Также сообщаем, что согласно Положению о
Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Регламенту Минфина
России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине
России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и
организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в
соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено
иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.08.2011