Вопрос: В Письме
Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/4/81 указано, что налогоплательщик
вправе включить убытки от хищения имущества в расходы на основании копии
постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением
лица, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого.
В соответствии со ст. 150 УПК РФ
предварительное расследование может производиться в форме предварительного
следствия либо в форме дознания.
Факт отсутствия виновных лиц выявляется в
ходе предварительного расследования, которое производится (в зависимости от
категории дела) в форме предварительного следствия или дознания.
На основании пп.
1 п. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу
приостанавливается, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого,
не установлено. При этом следователь выносит соответствующее постановление,
копию которого направляет прокурору.
В соответствии со ст. 223 УПК РФ
предварительное расследование в форме дознания производится в порядке,
установленном гл. 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32
УПК РФ.
Таким образом, дознаватель, как и
следователь, приостанавливает дознание, если лицо, подлежащее привлечению в
качестве обвиняемого, не установлено. При этом дознаватель выносит
соответствующее постановление.
Является ли постановление о
приостановлении дознания, вынесенное дознавателем в связи с неустановлением
лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, документом, на основании
которого стоимость похищенных товарно-материальных ценностей можно учесть в
убытках (внереализационных расходах) в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2011 г. N 03-03-06/1/448
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета убытков в виде
стоимости похищенных товарно-материальных ценностей для целей налогообложения
прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные
налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде
недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях
торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники
которых не установлены.
В данном случае факт отсутствия виновных
лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом
государственной власти.
Таким образом, при документальном
подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным
органом государственной власти налогоплательщик может уменьшить для целей
исчисления налога на прибыль доходы на сумму внереализационных расходов в виде
убытков от хищений.
Статьей 151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) перечислены органы
государственной власти, следователи (дознаватели) которых уполномочены в
зависимости от вида преступления производить предварительное расследование в
форме предварительного следствия или дознания.
Дознание производится по уголовным делам,
указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
В соответствии со ст. 223 УПК РФ
предварительное расследование в форме дознания производится в порядке,
установленном гл. 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32
УПК РФ.
По мнению Департамента, в случае если
предварительное расследование осуществляется в форме дознания, факт отсутствия
виновных в хищении лиц может быть подтвержден в целях налогообложения прибыли
организаций копией постановления о приостановлении дознания в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого, вынесенного в порядке, установленном ст. 208 УПК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.08.2011