Вопрос:
Учредителями федерального казенного предприятия (ФКП) являются Федеральное
агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и Росимущество.
В соответствии с п. 13 Правил создания и
регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872, ФКП получает субсидию в
связи с недостаточностью доходов для покрытия расходов, предусмотренных сметой
доходов и расходов. Порядок предоставления субсидий определен Приказом
Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации)
от 15.02.2011 N 64.
Правомерно ли при определении налоговой
базы по налогу на прибыль руководствоваться пп. 26 п.
1 ст. 251 НК РФ и не учитывать в составе доходов полученную от ФАВТ субсидию?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2011 г. N 03-03-06/4/88
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых федеральному казенному
предприятию для возмещения затрат при недостаточности доходов для покрытия его
расходов, и сообщает следующее.
Исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
приведен в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые
получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия
или уполномоченного им органа.
При этом положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное
имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае
если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что
субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях
возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Случаи и порядок предоставления субсидий
юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом
(решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Из изложенного следует, что если средства
унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или
уполномоченным им органом не в рамках государственных контрактов (договоров) в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не
учитываются унитарным предприятием на основании пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В случае получения унитарным предприятием
средств в рамках исполнения государственных контрактов
на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25
"Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Кроме этого,
положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено,
что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или)
уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что в
целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в
случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
По вопросу
уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и
штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом полагаем, что
данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной
задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в
соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что
унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании
постановления Правительства Российской Федерации на погашение задолженности по
уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения
прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
При этом обращаем
внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения
прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в
бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены
налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп.
21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно,
ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп.
1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации
порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выделяются
субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Одновременно сообщаем, что направляемое
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.08.2011