Вопрос: О порядке документального подтверждения обоснованности применения
нулевой ставки НДС при экспорте российской организацией товаров с территории РФ
на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера по договору с
иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики
Казахстан, которая реализует эти товары казахстанской организации, в том числе
в случае отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес
казахстанской организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2011 г. N 03-07-13/01-32
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога
на добавленную стоимость при экспорте российской организацией товаров с
территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан через
российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не являющейся
хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая реализует эти товары
казахстанской организации, в случае отгрузки товаров российской организацией
напрямую в адрес казахстанской организации и сообщает.
Применение налога
на добавленную стоимость при экспорте товаров в рамках Таможенного союза, в том
числе на основании договорных отношений между налогоплательщиком государства -
члена Таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом
Таможенного союза, регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном
союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом согласно положениям ст. 1
Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых
налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза, с территории одного
государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена
Таможенного союза.
В соответствии со ст. 2 Соглашения при
экспорте товаров с территории одного государства - участника Таможенного союза
на территорию другого государства - участника Таможенного союза применяется
нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального
подтверждения факта экспорта.
Пунктом 2 ст. 1 Протокола определен
перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой
декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога
на добавленную стоимость. Данным перечнем предусмотрено
в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное
по форме, установленной Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в
электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного
союза об уплаченных суммах налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене
информацией), с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного
союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате налога на
добавленную стоимость (освобождении или ином порядке исполнения налоговых
обязательств).
Таким образом, при
экспорте российской организацией товаров на территорию Республики Казахстан
через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не
являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая реализует эти
товары казахстанской организации, в том числе в случае отгрузки товаров
российской организацией напрямую в адрес казахстанской организации, применяется
нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган
документов, предусмотренных п. 2 ст. 1
Протокола.
На основании Правил заполнения заявления
о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене
информацией) заявление состоит из трех разделов и Приложения к нему. При этом
первый и третий разделы заявления и Приложение к нему заполняются лицом, на
которое в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного
союза возложена обязанность по уплате косвенных налогов при ввозе товаров на
территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого
государства - члена Таможенного союза.
Кроме того, согласно положениям п. 4
указанных Правил в третьем разделе заявления указывается налогоплательщик
государства - члена Таможенного союза, с территории которого были вывезены
товары, применивший при реализации этих товаров нулевую ставку налога на
добавленную стоимость, а если такая реализация осуществлялась через
комиссионера, отражаются реквизиты договора комиссии и стороны данного
договора.
Учитывая изложенное,
российская организация, реализующая товары на территорию Республики Казахстан
через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не
являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая, в свою
очередь, реализует эти товары казахстанской организации, в том числе в случае
отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес казахстанской
организации, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога
на добавленную стоимость должна представить в налоговый орган в пакете подтверждающих документов заявление,
заполненное казахстанской организацией, включая третий раздел и Приложение к
нему. При этом, по нашему мнению, в третьем разделе
данного заявления в строке 8 следует указывать российскую организацию - комитента,
которая применяет нулевую ставку налога на добавленную стоимость по
экспортируемым товарам, в строке 9 - российскую организацию комиссионера, в
строке 12 - реквизиты договора комиссии, заключенного между указанными
российскими организациями, а в Приложении следует отражать российскую
организацию - комиссионера, иностранную организацию, не являющуюся
хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, и реквизиты договора,
заключенного между этими организациями.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
05.08.2011