Вопрос: На
основании п. 1 ст. 284 НК РФ законом субъекта РФ налоговая ставка по налогу на
прибыль может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При
этом налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты
субъектов РФ, не может быть ниже 13,5 процента.
В соответствии с
законом субъекта РФ (республики) ставка налога на прибыль в отношении суммы
налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, устанавливается в
размере 14 процентов для организаций, зарегистрированных на территории
республики и осуществляющих инвестиционную деятельность на данной территории в
форме капитальных вложений на сумму более 10 000 000 руб. При этом сумма льготы
не должна превышать 18 процентов суммы фактически поступивших инвестиций.
В соответствии с
приказом финансового органа республики для использования указанной льготы по
налогу на прибыль налогоплательщики должны доказать факт осуществления
инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на сумму более 10 000
000 руб. К документам, подтверждающим факт осуществления инвестиционной
деятельности в форме капитальных вложений на сумму более 10 000 000 руб.,
относятся инвестиционный проект (включая бизнес-план), контракты и иные
договоры, заключенные на поставку оборудования и
других основных средств, кредитные договоры (соглашения) о предоставлении
заемных средств, документы, подтверждающие факт оплаты имущества,
приобретенного за счет инвестиций. Налогоплательщики, имеющие право на
получение данной льготы, обязаны обеспечить раздельный учет доходов, полученных
в рамках реализации инвестиционного проекта.
ОАО представило в налоговый орган
уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 г. с применением
пониженной ставки в части налога, зачисляемого в республиканский бюджет. В подтверждение
правомерности применения льготы были представлены копии договоров подряда, акта
о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат,
счетов-фактур, платежных документов.
В ходе камеральной налоговой проверки
налоговый орган потребовал представления раздельного учета льготируемой
и нельготируемой налоговой базы по налогу на прибыль,
утверждая, что льготная налоговая ставка должна применяться только в отношении
прибыли от реализации новых инвестиционных проектов (прибыли от реализации
продукции новых или модернизированных производств).
ОАО полагает, что льготная налоговая
ставка по налогу на прибыль может предоставляться для всей прибыли организации,
осуществляющей инвестиционную деятельность в республике в форме капитальных вложений
на сумму более 10 000 000 руб.
Правомерна ли позиция ОАО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/455
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пониженной
ставки по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка налога на прибыль
организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации,
законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных
категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть
ниже 13,5 процента.
Налоговая ставка в силу ст. 17 НК РФ
является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения.
Согласно ст. 56 НК РФ налоговые льготы по
федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. При этом
следует учитывать, что налоговые льготы гл. 25 НК РФ не предусмотрены.
Учитывая изложенное,
установленные законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий
налогоплательщиков налоговые ставки по налогу на прибыль организаций,
подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не являются
налоговыми льготами.
Налоговая база по налогу на прибыль
организаций и порядок ее определения установлены НК РФ.
Разъяснение законодательства республики о
налогах и сборах находится в ведение финансовых органов республики.
В соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ
финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам
применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о
налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о
местных налогах и сборах.
Кроме того, необходимо отметить, что на
основании п. 3 ст. 6 НК РФ признание нормативного правового акта не
соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не
предусмотрено НК РФ.
Помимо этого при
принятии решения о снижении ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного
проекта, полагаем целесообразным учитывать сложившуюся судебную практику, в
частности Определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 N
59-Г06-9, от 28.06.2006 N 16-Г06-15, от 17.05.2006 N 44-Г06-7.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.08.2011