Вопрос:
Федеральной программой предусмотрено обеспечение финансирования мероприятий по
закупке автотранспортных средств и коммунальной техники муниципальных
образований субъектов РФ. В 2009 г. ГУП получило субсидию из краевого бюджета
на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. В 2010 г. ГУП
получило из краевого бюджета остатки субсидии на закупку автотранспортных
средств и коммунальной техники.
Субсидия из краевого бюджета выделена в
размере 70% стоимости автотранспортных средств и коммунальной техники и
использована строго по назначению. ГУП обязано отчитываться в использовании
субсидии и представлять в администрацию субъекта РФ отчет. Собственником ГУП
является администрация субъекта РФ. В налоговом учете ГУП амортизирует только
30% стоимости коммунальной техники, т.е. только то, что приобретено за счет
собственных средств.
Учитываются ли при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде указанных субсидий?
Признается ли приобретенное за счет
субсидии имущество амортизируемым в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2011 г. N 03-03-06/4/93
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых государственному
унитарному предприятию на закупку автотранспортных средств и коммунальной
техники из бюджета субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными
предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного
им органа.
При этом положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное
имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае
если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
Положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении получения унитарным предприятием субсидий
следует рассматривать во взаимосвязи со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ).
В ст. 78 БК РФ предусмотрен порядок
предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что
субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях
возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Случаи и порядок предоставления субсидий
юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом
(решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Из изложенного следует, что если средства
унитарному предприятию выделяются не в рамках государственных контрактов
(договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные
средства не учитываются унитарным предприятием на основании пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В случае получения унитарным предприятием
средств в рамках исполнения государственных контрактов
на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25
"Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Как следует из запроса, субсидии
государственному унитарному предприятию субъекта Российской Федерации
выделяются собственником имущества этого предприятия не в рамках исполнения
государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), а для
возмещения затрат предприятия, связанных с закупкой автотранспортных средств и
коммунальной техники на безвозмездной основе.
Таким образом, доходы в виде указанных
субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, не учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Как следует из положений п. 1 ст. 252 НК
РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Статья 270 НК РФ не содержит положений,
не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные
налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Учитывая
изложенное, расходы, произведенные государственным унитарным предприятием за
счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или
уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на
прибыль организаций при условии соответствия расходов критериям,
предусмотренным ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с
использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В
целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится
имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат
или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях
налогообложения прибыли не признаются.
Таким образом, в отношении имущества,
приобретенного или созданного унитарным предприятием за счет субсидий,
полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им
органа, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация
начисляется в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.08.2011