| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, и подлежащих обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты. Указанный перечень, установленный п. 1 ст. 309 НК РФ, не является закрытым, поскольку пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ относит к налогооблагаемым доходам "иные аналогичные доходы".

Следовательно, применение п. 1 ст. 309 НК РФ к выплатам страхового возмещения зависит от того, является ли выплата российским страховщиком (перестраховщиком) страхового возмещения доходом иностранной организации.

В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Таким образом, согласно российскому законодательству выплата страхового возмещения носит компенсационный, восстановительный характер.

Аналогичный принцип трактовки страхового возмещения применяется в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), действующих в большинстве стран регистрации компаний - получателей страхового возмещения. Так, согласно МСФО страховое возмещение не может быть признано страхователем в качестве дохода, так как лишь уменьшает сумму уже понесенного и отраженного в отчетности ущерба.

Таким образом, по мнению страховой организации, выплата страхового возмещения в рамках договоров имущественного страхования иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, не является доходом иностранного страхователя от источников в РФ и, следовательно, не подлежит налогообложению налогом на прибыль. Правомерна ли данная позиция?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 августа 2011 г. N 03-03-06/3/6

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов в виде выплаты страхового возмещения иностранному страхователю в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Иностранные организации могут получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в ст. ст. 309 - 310 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в ст. 309 Кодекса доходы за изъятиями, установленными названной статьей Кодекса, относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Наличие или отсутствие постоянного представительства влияет только на порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.

В пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 Кодекса перечислены доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности иностранной организацией в Российской Федерации. При этом в пп. 10 указаны "иные аналогичные доходы".

Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 Кодекса как не относящиеся к доходам от источников в Российской Федерации.

В абз. 2 п. 2 ст. 309 Кодекса указано, что не признаются доходами от источников в Российской Федерации премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

Следовательно, все другие виды доходов, выплачиваемые иностранным организациям по договорам страхования, признаются доходами от источников в Российской Федерации, подлежащими налогообложению у источника выплаты в порядке, предусмотренном ст. 310 Кодекса, с учетом международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случая выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.

В ст. 312 Кодекса указывается, что при применении положений международного договора (соглашения) Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле соответствующего соглашения органом иностранного государства.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Обращаем внимание, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 312 Кодекса нормы международного договора Российской Федерации могут применяться налоговым агентом только при условии представления иностранной организацией, которая имеет право на получение дохода, указанного выше подтверждения до даты выплаты дохода.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024