Вопрос: О порядке
налогообложения НДС и налогом на прибыль организаций услуг по супервайзерскому контролю сейсморазведочных работ,
выполняемых за пределами территории Российской Федерации, и услуг по
интерпретации материалов, полученных в ходе указанного контроля, оказываемых
российской организацией иностранному представительству другой российской
организации, осуществляющему деятельность и зарегистрированному за территории
Туркменистана.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2011 г. N 03-07-08/260
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога
на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по супервайзерскому контролю сейсморазведочных работ,
выполняемых за пределами территории Российской Федерации, и услуг по
интерпретации материалов, полученных в ходе указанного контроля, оказываемых
российской организацией иностранному представительству другой российской
организации, осуществляющему деятельность и зарегистрированному за территории
Туркменистана, сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ,
услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст. 148 Кодекса.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту
осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы
(услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом
осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы
(оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае
присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе
государственной регистрации.
Поскольку услуги по супервайзерскому
контролю сейсморазведочных работ, выполняемых за пределами территории
Российской Федерации, и услуги по интерпретации полученных материалов,
полученных в ходе указанного контроля, к работам (услугам), перечисленным в
вышеуказанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не
относятся, то местом реализации таких работ, оказываемых российской организацией в том числе иностранному представительству
другой российской организации, осуществляющему деятельность и
зарегистрированному за пределами территории Российской Федерации, признается
территория Российской Федерации и такие операции
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 3 ст.
164 Кодекса по ставке налога в размере 18 процентов.
При решении
вопросов применения налога на прибыль организаций необходимо учитывать, что в
отношениях между Российской Федерацией и Туркменистаном действует Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана об
устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
от 14.01.1998 (далее - Соглашение), которое согласно ст. 7 Кодекса имеет
приоритет над национальным законодательством по налогам и сборам.
Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль
предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом государстве,
если предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное
представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую
деятельность через постоянное представительство, расположенное в другом
Договаривающемся Государстве, то его прибыль может облагаться налогом в этом
другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к
этому постоянному представительству.
В соответствии с п.
3 ст. 7 Соглашения при определении прибыли постоянного представительства могут
быть сделаны вычеты документально подтвержденных расходов, произведенных для
целей деятельности этого постоянного представительства, включая управленческие
и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в
Договаривающемся Государстве, в котором расположено постоянное
представительство, или за его пределами, в рамках норм, устанавливаемых
законодательством этого государства.
Что касается
устранения двойного налогообложения доходов, то в Российской Федерации двойное
налогообложение устраняется согласно п. 1 ст. 23 Соглашения следующим образом:
если резидент Российской Федерации получает доход или владеет имуществом,
которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в
Туркменистане, то сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченная в
Туркменистане, подлежит зачету против суммы налога, взимаемого в Российской Федерации. Сумма зачета, однако, не должна
превышать сумму налога Российской Федерации на такие доход или имущество,
рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством.
В случае если деятельность осуществляется
не через постоянное представительство, то прибыль предприятия облагается
налогом в том государстве, резидентом которого оно является.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
12.08.2011