Вопрос: В ст. 361
НК РФ установлены разные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов,
для которых определяется валовая вместимость, и для других водных и воздушных
транспортных средств, не имеющих двигателей.
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении водных несамоходных (буксируемых)
транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость,
определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. При этом в отношении
иных водных транспортных средств в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ - как единица транспортного
средства.
В НК РФ не даны определения понятий
"несамоходное (буксируемое) судно", "водное транспортное
средство".
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том
значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное
не предусмотрено Налоговым кодексом.
Согласно ст. 7 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации под судном понимается самоходное или
несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Под судами рыбопромыслового флота в КТМ РФ понимаются обслуживающие рыбопромысловый
комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные,
вспомогательные суда и суда специального назначения.
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации судно определено как самоходное или
несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. При этом
согласно указанной статье под судоходством понимается деятельность, связанная с
использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных
целей.
В соответствии со свидетельствами о
государственной регистрации прав на суда, классификационными свидетельствами,
свидетельствами о годности к плаванию плавучий контрольно-дозиметрический
пункт, атомный ледокол, плавучий док, плавучая технологическая база отнесены к
разряду несамоходных судов, для которых определена валовая вместимость.
НК РФ не ставит в зависимость порядок
определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении несамоходных
(буксируемых) судов от способа буксировки судна к месту стоянки и
конструктивных особенностей объекта налогообложения.
Таким образом, транспортный налог по
указанным судам исчисляется исходя из категории "несамоходные
(буксируемые) суда", для которых определяется валовая вместимость (с
каждой регистровой тонны валовой вместимости).
Аналогичная позиция изложена в
Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 по делу N
А56-29356/2006, Определении ВАС РФ от 09.11.2007 N 10912/07, Постановлении ФАС
Волго-Вятского округа от 02.08.2010 по делу N А29-11977/2009, Определении ВАС
РФ от 09.12.2010 N ВАС-16015/10.
Вместе с тем в Письме Минфина России от
20.12.2007 N 03-05-06-04/44 изложена иная позиция по указанному вопросу.
Каков порядок применения налоговых ставок
по транспортному налогу в отношении плавучих средств, для которых определена
валовая вместимость?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2011 г. N 03-05-04-04/08
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налоговых
ставок в отношении водных транспортных средств и сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 357
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками
транспортного налога признаны лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 358 Кодекса объектами
налогообложения транспортным налогом определены, в частности, несамоходные
(буксируемые) суда и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в
установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 33
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса
внутреннего водного транспорта Российской Федерации суда подлежат регистрации в
одном из реестров судов Российской Федерации (Государственном судовом реестре
Российской Федерации; судовой книге; бербоут-чартерном
реестре; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре
судов). При этом в Государственном судовом реестре Российской Федерации и
судовой книге подлежат регистрации право собственности и иные вещные права на
судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное
управление и другие).
Таким образом, в отношении судна,
зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации (или
судовой книге), налогоплательщиком транспортного налога является собственник
судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в
государственной или муниципальной собственности).
Согласно положениям п. 1 ст. 359 Кодекса
налоговая база по транспортному налогу определяется, в частности:
- в отношении водных несамоходных
(буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая
вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в отношении прочих водных транспортных
средств - как единица транспортного средства.
Учитывая, что перечень водных
транспортных средств является открытым, в силу положений п. 1 ст. 11 Кодекса в
целях налогообложения транспортным налогом следует руководствоваться
определениями их понятий, данными в соответствующих отраслях законодательства.
Так, ст. 3 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации судно определено как самоходное или
несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. При этом
под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не
только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей, в том числе и для учебных.
В соответствии с положениями ст. 22
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации классификация российских
судов осуществляется российскими органами технического надзора и классификации,
на которые в силу положений ст. ст. 24 и 29 указанного Кодекса возложена
обязанность технического надзора и классификации судов, по общепринятой
классификации судов.
Приказом Росморречфлота
от 13.04.2005 N 8 утвержден Устав федерального государственного учреждения
"Российский морской регистр судоходства", согласно положениям
которого к видам деятельности названного Регистра отнесены
в том числе осуществление классификации несамоходных судов вместимостью не
менее чем 80 регистровых тонн, а также осуществление обмера судов в
соответствии с международными договорами и правилами, установление их
вместимости и выдача соответствующих документов.
Следовательно, если
в классификационном свидетельстве, выданном Российским морским регистром
судоходства на принадлежащее организации судно, определены его валовая
вместимость, а также его тип как "несамоходное", данное судно
представляет собой водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для
которого определена валовая вместимость, и налогообложение данного водного
транспортного средства должно осуществляться по ставке транспортного налога,
установленной ст. 361 Кодекса в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость.
Что касается Письма Минфина России от
20.12.2007 N 03-05-06-04/44, то отмечаем, что вопрос, касающийся размеров
ставок транспортного налога в отношении такого вида водных транспортных
средств, как плавучие доки, был рассмотрен Минфином России в Письме от
19.01.2005 N 03-06-04-02/1 с учетом представленных материалов в указанный
период. Указанное Письмо Минфина России доведено до территориальных налоговых
органов Письмом ФНС России от 09.02.2005 N 21-5-05/4@.
В связи с этим
полагаем, что при рассмотрении вопроса, касающегося размеров ставок
транспортного налога в отношении вышеназванных видов транспортных средств,
следует учитывать сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию
транспортных средств, иную информацию о транспортном средстве, в частности,
свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное
свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве
собственности на судно, а также сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.08.2011