Вопрос: О
налогообложении налогом на прибыль доходов кипрской и эстонской организаций, не
имеющих постоянного представительства на территории РФ, от продажи ими
российской организации долей в уставном капитале российских ООО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
доходов кипрской и эстонской компаний от продажи российской организации долей в
уставном капитале российских обществ с ограниченной ответственностью и
сообщает.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) доходы, полученные иностранной организацией, не имеющей
постоянного представительства на территории Российской Федерации, от реализации
акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых
состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской
Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей),
за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в
соответствии с п. 3 ст. 280 Кодекса, относятся к доходам иностранной
организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом,
удерживаемым у источника выплаты доходов. При этом доходы от реализации на
иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или
производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не
признаются доходами от источников в Российской Федерации.
Таким образом, при
приобретении долей в российских обществах с ограниченной ответственностью у
кипрской и эстонской компаний, не имеющих постоянного представительства на
территории Российской Федерации, в случае если в активах данных российских
обществ не значится недвижимое имущество, российская организация не обязана
удерживать и перечислять в бюджет налог на прибыль с доходов, выплаченных
иностранным организациям за приобретенные доли.
В отношении выплаты дохода резиденту
Кипра следует также руководствоваться нормами Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998
(далее - Соглашение).
Согласно п. 4 ст. 13 Соглашения доходы от
отчуждения любого иного имущества, чем то, о котором говорится в п. п. 1, 2 и 3
ст. 13 Соглашения, в том числе доходы от отчуждения долей, подлежат
налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого
является лицо, отчуждающее имущество. Соответственно, у российской организации,
приобретающей у кипрской компании долю в российском обществе с ограниченной
ответственностью, не возникает обязанностей налогового агента по удержанию
налога с дохода иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
15.08.2011