Вопрос: ООО в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О
теплоснабжении" (далее - Закон), владея на праве аренды муниципальным
имуществом, осуществляет продажу тепловой энергии, теплоносителя посредством
которого осуществляется теплоснабжение потребителей района города.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ
управляющая компания района города уведомила ООО об изменении способа
управления частью многоквартирных домов на непосредственный способ управления
данными многоквартирными домами и направила копии протоколов
внеочередных собраний собственников помещений многоквартирных домов.
Согласно ст. 15 Закона потребители
тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель
у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В связи с этим ООО
направило в адрес потребителей - жителей многоквартирных домов, выбравших
непосредственный способ управления, оферты на заключение договоров
теплоснабжения путем размещения их на платежных документах. В договоре ООО
указало, что договор считается заключенным с момента выполнения потребителем
действий по оплате.
В соответствии с п.
1 ст. 540, п. 1 ст. 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору
энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового
потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического
подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети и оплата
энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в
соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением
сторон.
Таким образом, обязанность
гражданина-потребителя оплатить тепловую энергию возникает в сроки,
установленные действующими нормами и правилами, и не ставится в зависимость от
подписания между гражданином и теплоснабжающей организацией каких-либо
документов.
С целью организации работы по сбору с
населения денежных средств в оплату тепловой энергии ООО
заключило договор на информационно-расчетное обслуживание (далее - договор).
Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ
налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке,
предусмотренном указанной статьей НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ
сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком,
возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в
случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и
не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва
по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний
день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Поскольку
законодательство РФ о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения
инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на
основании ст. 11 НК РФ в целях формирования резервов по сомнительным долгам для
исчисления налоговой базы по налогу на прибыль подлежат использованию данные
инвентаризации, проведенной в порядке, установленном Приказом Минфина России от
13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее -
Методические указания).
Согласно п. 3.48 Методических указаний в
процессе инвентаризации дебиторской задолженности проверяются правильность и
обоснованность сумм дебиторской задолженности, числящейся на балансе
организации. В соответствии с Постановлением Госкомстата
России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении Унифицированных форм первичной
учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов
инвентаризации" результаты инвентаризации дебиторской задолженности
подтверждаются актом по форме N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и Приложением
к форме N ИНВ-17 "Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями,
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами". Указанные формы
предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как
подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности
с истекшим сроком исковой давности.
Являются ли оборотная ведомость по
поставщикам услуг, акты сверки расчетов по перечислению денежных средств,
направленных абонентами в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, документами,
подтверждающими факт возникновения, дату и размер дебиторской задолженности
граждан-потребителей за поставленную тепловую энергию
и горячую воду перед ООО, при проведении инвентаризации дебиторской
задолженности, учитываемой при формировании резерва по сомнительным долгам, в
целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2011 г. N 03-03-06/1/484
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о документальном подтверждении
дебиторской задолженности, учитываемой при формировании резерва по сомнительным
долгам, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 266 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) сомнительным долгом признается любая
задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией
товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность
не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом,
поручительством, банковской гарантией.
Сумма резерва по сомнительным долгам
определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного
(налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в
порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ.
В соответствии со ст. 252 НК РФ
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами,
оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии
с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Одновременно сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н
обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.08.2011