Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N
872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных
предприятий" и Приказом Росавиации от 15.02.2011
N 64 "Об утверждении Порядка предоставления Федеральным агентством
воздушного транспорта из федерального бюджета субсидий федеральным казенным
предприятиям, находящимся в его ведении" федеральным казенным предприятиям
предоставлена субсидия на покрытие расходов, равная разности между доходами и
расходами, предусмотренными сметой доходов и расходов, включая погашение
кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность в виде вступительных
остатков была передана федеральным казенным предприятиям при создании путем
реорганизации унитарных предприятий.
Часть субсидии была направлена на
погашение кредиторской задолженности (расходы, отнесенные на себестоимость, не
возникли, так как ранее были отражены в балансах реорганизованных ФГУП -
предприятий, из которых путем выделения были образованы ФКП).
Пунктом 13 Правил создания и регулирования
деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 15.12.2007 N 872, установлено, что при недостаточности
доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных утвержденной
уполномоченным органом сметой доходов и расходов, уполномоченный орган
осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных
с функционированием предприятия. Данные Правила не раскрывают экономическое
содержание понятий "доходы" и "расходы".
Правомерно ли применение пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль в части определения доходов при получении ФКП указанной
субсидии, включая кредиторскую задолженность?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2011 г. N 03-03-05/88
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых федеральному казенному
предприятию для возмещения затрат при недостаточности доходов для покрытия его
расходов, и сообщает следующее.
Исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
приведен в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые
получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия
или уполномоченного им органа.
Указанные средства и имущество в целях
налогообложения прибыли не признаются средствами целевого финансирования или
целевыми поступлениями, исчерпывающий перечень которых приведен в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, а освобождаются от
налогообложения налогом на прибыль организаций по самостоятельному основанию.
При этом положения пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное
имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае
если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Случаи и порядок предоставления субсидий
юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом
(решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Из изложенного следует, что если средства
унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или
уполномоченным им органом не в рамках государственных контрактов (договоров) в
оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не
учитываются унитарным предприятием на основании пп.
26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В случае получения унитарным предприятием
средств в рамках исполнения государственных контрактов
на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25
"Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Кроме этого,
положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено,
что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или)
уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что в
целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в
случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
По вопросу
уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и
штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов
перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом полагаем, что
данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной
задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в
соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что
унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании
постановления Правительства Российской на погашение задолженности по уплате
налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на
основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
При этом обращаем
внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения
прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в
бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком
в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по
этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно,
ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп.
1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации
порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выделяются
субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Одновременно сообщаем, что направляемое
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.08.2011