Вопрос:
Организация - производитель скоропортящихся продуктов питания (салатов,
кулинарных изделий) заключает договоры на поставку с крупными торговыми сетями.
Право собственности на поставляемую продукцию переходит в момент передачи.
Некачественные и опасные пищевые
продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов",
подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.
Нереализованная продукция с истекшим
сроком годности подлежит возврату поставщику, то есть происходит обратный выкуп
продукции с истекшим сроком годности по стоимости, соответствующей стоимости
реализации данной продукции. После выкупа продукция подлежит уничтожению.
Расходы, произведенные по товарам с
истекшим сроком годности, осуществляются в рамках деятельности, направленной на
получение дохода, а процедура возврата документально подтверждена.
В настоящее время действуют Санитарные
правила и нормы 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей
промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий"
(утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20) (далее -
Санитарные правила). Нормами законодательства РФ не утверждены санитарные
правила и нормы в отношении таких скоропортящихся товаров, как салаты и
кулинарные изделия.
Вправе ли организация учесть расходы на
обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности, а также расходы на
утилизацию данной продукции для целей налога на прибыль?
Вправе ли организация применять положения
Санитарных правил по аналогии, поскольку для салатов и кулинарных изделий не
утверждены санитарные правила и нормы?
Вправе ли организация принять к вычету
НДС, уплаченный по товарам, вернувшимся ей от покупателя после окончания срока
годности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2011 г. N 03-03-06/1/491
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета
расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с
истекшим сроком реализации, и сообщает следующее.
Положениями п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами
признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Согласно ст. 5 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на
продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности
- период, по истечении которого товар считается непригодным для использования
по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности
запрещается.
Согласно положениям Федерального закона
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые
таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению
или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что
не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в
частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов
и изделий, в отношении которых установление сроков годности является
обязательным) или сроки годности которых истекли.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора
России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба,
хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные
правила).
Согласно п. 3.1.1
Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические
требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов,
участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с
кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации,
качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Действующее нормативное правовое
регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции
обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и
кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или
уничтожения.
В отношении других скоропортящихся
продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей)
данной продукции такая обязанность не возлагается.
Учитывая изложенное, считаем, что, если
обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми
актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не
могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и,
следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.
Одновременно сообщаем, что в связи с
неясной формулировкой вопроса о порядке применения вычетов по налогу на
добавленную стоимость ответить по существу на поставленный вопрос не
представляется возможным.
Кроме этого, сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.08.2011