Вопрос: Об учете
при исчислении налога на прибыль постоянным представительством американской
организации, находящимся на территории РФ, затрат, понесенных головным офисом
данной американской организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 августа 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно порядка учета
расходов, произведенных головным офисом американской компании, при исчислении
налога на прибыль филиала, осуществляющего свою деятельность на территории
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Если иностранная организация является
резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила международный
договор, регулирующий вопросы налогообложения, то при налогообложении прибыли
такой иностранной организации в Российской Федерации учитываются положения
этого международного договора.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Договора
между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
17.06.1992 при определении прибыли постоянного представительства допускается
вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства. При
этом допускается обоснованное распределение документально подтвержденных
расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся
Государстве. Такие распределяемые расходы включают управленческие и
общеадминистративные расходы, расходы на исследования и развитие, проценты и
плату за управление, консультации или техническое содействие, понесенные как в
Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом
другом месте. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству,
определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и
достаточной причины для его изменения.
Состав расходов, учитываемых при
исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в
соответствии со ст. ст. 252 - 269 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Согласно п. 5.3
Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли
(доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от
28.03.2003 N БГ-3-23/150, если международным договором Российской Федерации с
иностранным государством предусмотрена возможность включения в состав расходов
постоянного представительства затрат, в том числе управленческих и
общеадминистративных, понесенных иностранной организацией на осуществление
деятельности постоянного
представительства в Российской Федерации в других государствах, то при
соблюдении требований гл. 25 Кодекса эти расходы могут быть приняты при
исчислении налоговой базы постоянного представительства.
Необходимость установления методики
определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на
прибыль предусмотрена также в ст. 313 Кодекса, в которой указано, что
налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного
(налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового
учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения
налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя.
Подтверждение
расходов является документально обоснованным, если первичный документ
соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и не противоречит
общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых
стандартах бухгалтерского учета, а в российском законодательстве
предусмотренным п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" и разд. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и
отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, согласно которым документирование
имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение
регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на
русском языке; первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны
иметь построчный перевод на русский язык. Это требование основано на том, что в
соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках
народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации
официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на
предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке
Российской Федерации.
При формировании расходов каждого
отчетного (налогового) периода, признаваемых в целях налогообложения,
необходимо учитывать, что не включаются в состав расходов представительства
расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не
находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного
офиса. Расходы, передаваемые головным офисом представительству, считаются
произведенными в том периоде, в котором они были фактически переданы.
Таким образом, расходы, понесенные
иностранной организацией за пределами Российской Федерации, для целей,
связанных с деятельностью ее постоянного представительства в Российской
Федерации, могут быть приняты при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль российского представительства при соблюдении вышеперечисленных условий.
Одновременно сообщаем, что направляемое
письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.08.2011